Добровольный отказ от земельного участка находящегося в долевой собственности

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гречкина Кристина Владимировна

В статье анализируются проблемы правового регулирования добровольного отказа от права собственности на земельные участки . Предлагаются изменения и дополнения в действующее законодательство.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гречкина Кристина Владимировна

Текст научной работы на тему «Особенности добровольного отказа от права собственности на земельные участки»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ _ЧАСТНОЕ ПРАВО_

ОСОБЕННОСТИ ДОБРОВОЛЬНОГО ОТКАЗА ОТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Гречкина К.В.

Гречкина Кристина Владимировна — магистрант, кафедра гражданского права и процесса, Юридический институт Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье анализируются проблемы правового регулирования добровольного отказа от права собственности на земельные участки. Предлагаются изменения и дополнения в действующее законодательство. Ключевые слова: земельные отношения, отказ от права собственности, земельные участки, собственник.

Земля является для человечества важнейшим объектом материального мира. Адекватным ценности земли как объекту правовых отношений должно быть регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному объекту. Именно поэтому гражданское и земельное законодательство особо деликатно отнеслось к урегулированию вопроса о прекращении права собственности на землю путем добровольного отказа от него.

Прекращение прав на землю является добровольным в том случае, если субъект самостоятельно инициирует прекращение принадлежащего ему права на землю, самостоятельно определяет способ и условия прекращения права па землю. При этом воля правообладателя не зависит от каких-либо внешних факторов.

Под отказом лица от права собственности на имущество, как правило. понимается закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность совершить действие по распоряжению имуществом, направленное на прекращение принадлежащего ему права собственности на это имущество [1].

К земельным участкам практически не могут применяться положения ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, ведь земельный участок нельзя просто «выбросить», как движимое имущество (например, старую мебель) или уничтожить как лист бумаги.. Трудно себе представить и «действия, определенно свидетельствующие об отказе от собственности» на земельный участок. Неиспользование земельного участка не может рассматриваться в качестве таковых, поскольку оно, во-первых, является не действием, а бездействием, а во-вторых, по существу является правонарушением, так как ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации возлагает на собственников обязанность использовать земельные участки.

Именно поэтому законодатель применительно к земельному участку в отличие от иных видов имущества установил особый порядок отказа собственника от своего права, который позволил некоторым судам сделать вывод о том, что следствием такого отказа является переход права собственности на земельный участок в силу закона к публичному образованию, что фактически, по их мнению, означает отчуждение земельного участка.

Обратимся к самой процедуре отказа от права собственности на земельный участок.

Ранее процедура отказа от земли было весьма сложной. Однако, со вступлением в силу 24 октября 2008 года Федерального закона № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений» были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ, Лесной, Бюджетный кодексы, а также в Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ» и ряд других федеральных законов, в частности, упростившие порядок прекращения права собственности на земельный участок, вследствие отказа от права собственности на него.

Данные изменения вполне оправданы, в связи с тем, что ранее установленная законом процедура отказа от земельных участков фактически была неисполнима.

В предыдущей редакции Земельного кодекса РФ при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретал правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством» (п. 2 ст. 53 Гражданского кодекса РФ старой редакции) [2].

Такой земельный участок переходил в муниципальную собственность, но не ранее чем через год после постановки земельного участка как бесхозяйного на учет. По истечении года, государственный орган по управлению муниципальным имуществом должен был обращаться в суд с исковым требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный земельный участок.

Сложная процедура порождала невозможность ее исполнения, органы местного самоуправления не спешили обращаться в суд.

В настоящее время отказ от земельного участка представляет собой более упрощенную процедуру.

В силу статьи 53 Земельного кодекса РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права [3].

Новеллой является то, что земельные участки, от права собственности на которые собственник отказался, режим бесхозяйной вещи не приобретают, а становятся с даты государственной регистрации прекращения права собственности прежнего владельца собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо (в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории) собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

При этом, в силу части 5 статьи 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», обязанность по уведомлению соответствующего органа власти и лица, подавшего заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок, в срок не позднее 5 дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него, возлагается на регистрирующий орган [4].

Проблемой действующего законодательства является тот момент, что нормы права не содержат каких-либо указаний относительно того, возможен ли отказ собственника от земельного участка, обремененного правами третьих лиц.

Одним из основополагающих принципов гражданского права является принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования. В силу данного принципа содержащиеся в гражданском законодательстве нормы права сформулированы на базе общего правила «разрешено все, что не запрещено законом». В соответствии с этим правилом субъекты гражданского права могут совершать любые действия, не запрещенные законом, а значит, лица могут отказываться от права собственности на земельные участки, обремененные правами третьих лиц, поскольку это не запрещено законом. В силу чего ограничения

(обременения) земельного участка сохраняются и переходят вместе с участком в публичную собственность.

Но существую случаи, когда собственник земельного участка отказаться от него не может. Так, статья 35 Земельного кодекса РФ устанавливает прямой запрет на отказ от участка, если на земельном участке расположена недвижимость, в отношении которой зарегистрировано право собственности, если на таком ЗУ расположено здание, сооружение, принадлежащее одному и тому же лицу, что и земля под ними.

В случае если земельный участок застроен, но собственник все равно хочет отказаться от участка, то заявление собственника об отказе от права собственности на земельный участок должно содержать заявление об отказе от права собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на таком земельном участке, с приложением документов, подтверждающих возникновение у лица права собственности на здания, строения, сооружения.

При отказе от права собственности на земельный участок необходимо учитывать такой весомый факт, как мотивация лица. Законодательство сегодня не содержит упоминаний об этом моменте. Однако возможны ситуации, когда земельный участок был брошен из-за зараженности токсичными отходами или какими-либо иными вредными для здоровья людей, окружающей среды веществами. В связи с этим может возникнуть вопрос об ответственности собственника земельного участка за причинение вреда окружающей среде. Отказавшись от земельного участка, лицо может избежать ответственности за совершенные неправомерные действия. Поэтому необходимо проверять мотивацию отказа от земельного участка и учитывать ее при вынесении решения о прекращении права.

Это важно знать:  Порядок пользования земельным участком в долевой собственности

Также существуют и ситуации, при которых отказ от земельного участка может стать не правом лица, а его обязанностью. Такие случаи установлены для отдельных категорий земель. Так, в силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником [5].

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).

Если же нет желающих приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.

Таким образом, добровольный отказ от права собственности на земельный участок является неотъемлемым правом российских граждан. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, порядок данной процедуры требует обязательного заявления о желании отказаться от недвижимого земельного объекта в пользу государства. Сделать это необходимо в доступной официальной форме, учитывая, что отказ от прав на земельный участок не освобождает владельца от обязанностей и прочих прав касательно данной территории.

1. Касьянова О.В. Отказ от земельного участка как одно из оснований прекращения вещных прав на землю // Государство и право. Юридические науки, 2011. № 53. С. 82-86.

2. Абова Т.Е. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. М., 2015. 740 с.

3. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации. Федер. закон от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // Собр. Законодательства РФ, 2001. № 44. Ст. 4147.

4. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации недвижимости: Федер. закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2015. № 29. Ст. 4344.

5. Российская Федерация. Законы. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федер. закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 30. Ст. 3018.

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ Нуртдинова Э.А.

Нуртдинова Эльвина Азатовна — магистрант, кафедра гражданского права, факультет юриспруденции, Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: в настоящий момент закрепление принципа добросовестности в качестве основных начал гражданского права оказывает положительное влияние на состояние гражданского оборота и защиту прав его участников, с одной стороны, а с другой стороны, порождает множество проблем. В частности, отсутствие легального определения и критериев добросовестности создает угрозу неоправданного расширения судейского усмотрения и непредсказуемости рассмотрения дел.

Ключевые слова: правовые принципы, принцип добросовестности, добросовестное поведение, злоупотребление правом, нравственность.

Одним из важнейших и значимых нововведений гражданского законодательства стало закрепление в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) принципа добросовестности как важнейшего ориентира для поведения субъектов гражданского права.

Изначально понятие добросовестности нашло свое закрепление в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи 1980 года [1].

Впоследствии данный принцип нашел свое отражение и в законодательствах ряда развитых европейских государств, в том числе в Германии и Франции.

Правовые принципы, в общем их понимании, — это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание (основы) и закрепленные в нем закономерности общественной жизни [2]. Принципы обладают рядом свойств, что ставит их в один ряд с другими системообразующими факторами, такими как предмет, метод правового регулирования общественных отношений, правовые презумпции. В связи с чем нельзя преуменьшать их значение для права в целом.

В истории российского права впервые закрепление добросовестности было произведено еще в Русской Правде — сборнике правовых норм Киевской Руси,

Условия и порядок отказа от права собственности на земельный участок

Статья 235 ГК РФ предусматривает добровольные и принудительные основания для прекращения права собственности. Одним из добровольных оснований является отказ собственника от права собственности.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Условия и порядок отказа лица от права собственности на земельный участок установлены статьей 53 ЗК РФ, согласно которому отказ осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отказ от права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации как прекращение права собственности и осуществляется на основании соответствующего заявления.

К заявлению прилагается документ, подтверждающий право собственности на земельный участок, если право на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав. В том случае, если право собственности на земельный участок было зарегистрировано в соответствии с Законом о регистрации, то предоставление документов, подтверждающих право собственности на земельный участок не требуется, поскольку сведения, подтверждающие факт регистрации права собственности на земельный участок находятся в распоряжении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Данное положение основано на требованиях ч. 6 ст. 7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которой при предоставлении государственной услуги, в том числе в виде государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, от заявителя требуются правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При государственной регистрации права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российский Федерации или муниципального образования, к собственности которых будет отнесен такой земельный участок без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

В течение пяти дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок.

Вместе с тем, в том случае, когда на земельном участке располагаются объекты недвижимости, принадлежащие тому же лицу, при заявлении отказа от права собственности на земельный участок собственник фактически не устраняется от владения и пользования участком, поскольку за ним в силу статьи 552 и 271 ГК РФ, статьи 35 ЗК РФ сохраняется право пользования участком в связи с нахождением принадлежащей ему недвижимости.

Таким образом, одно только формальное заявление собственника об отказе от права собственности на земельный участок при фактическом сохранении у него правомочий владения и пользования участком не свидетельствуют о реальном намерении устраниться от всех правомочий, составляющих содержание права собственности на него, и не может рассматриваться как отказ от права собственности.

Кроме того, в развитие принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленного подп. 5 п. 1ст. 1 ЗК РФ, п. 4 ст. 35 того же Кодекса установлен запрет на отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, сооружений в случае.

Это важно знать:  Соглашение об использовании общедолевой собственностью

4. Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;

2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;

3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.

3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается

· в исполнительный орган государственной власти

· орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса.

К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Для принятиярешения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:

· копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);

· кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);

· документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.

Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.

19. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Отношения по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд носят комплексный характер и регулируются нормами земельного, гражданского, жилищного законодательства и других отраслей права.

Согласно внесенным изменениям изъятие рассматривается как исключительная мера, вызванная необходимостью размещения стратегически важных объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения.

Следует учитывать, что цели изъятия земельного участка должны соответствовать принципу исключительности, установленному в ст. 49 ЗК РФ. В противном случае решение об изъятии является незаконным

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

· объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

· объекты использования атомной энергии;

· объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

· объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

· объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

· линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

· объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

· автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

ГК Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Статья 56.2. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:

1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти — в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);

2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации — в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

Это важно знать:  Документ подтверждающий право собственности на земельный участок

3) органов местного самоуправления — в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.

В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.

Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее — соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Статья 281. Возмещение за изымаемый земельный участок

За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Можно ли отказаться от земли в собственности и как это сделать

Вопрос отказа от собственности на землю вполне актуален. В сложной экономической ситуации, у граждан не всегда есть возможность оплачивать налоги или обеспечивать содержание своего надела. В итоге, чтобы избежать проблем, владельцы предпочитают оформить отказ от права собственности на земельный участок.

Я прошла через эту процедуру, и сегодня уже не являюсь владельцем земли, но сразу скажу, что пришлось потратить немало времени и некоторые средства, чтобы добиться желаемого. Моя статья посвящена тому, как отказаться от земли, находящейся в собственности, куда обратиться и какие документы для этого оформить.

Законодательное регулирование вопроса

Поскольку я не имела представления о том, как отказаться от земельного участка находящегося в собственности, решила начать с обращения к российскому законодательству.

Раньше, земли передавались от государства гражданам безвозмездно. Разрешалось оформлять наделы в собственность и передавать по наследству. Со временем, земли оказалось заброшенными и пришли в упадок, что стало причиной для назначения штрафов и других взысканий.

Чтобы решить такую проблему, в ст. 53 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность отказа от надела. Также, регулирует вопрос, ст. 236 ГК РФ. Здесь указаны действия со сторон владельца, которые могут быть расценены как отказ. Воспользоваться таким способом могут граждане и компании, но потребуется пройти через специальное оформление.

Отказ от пользования территорией – это самая кардинальная мера. Обычно, к такому варианту прибегают люди, которые не смогли найти человека, желающего купить или получить территорию в подарок.

При каких условиях можно отказаться от прав на земельный надел?

Основанием для завершения права распоряжения земельной территорией станет заявление гражданина об отказе. Кроме того, не должно быть никаких обстоятельств, не позволяющих провести процедуру. В качестве препятствий можно указать:

  • присутствие зданий и сооружений на территории, принадлежащей заявителю;
  • наличие обременений на участке, к примеру, запрет на отчуждение.

Здесь важно отметить, что сервитут не всегда является препятствием по отказу от земельного надела. Обычно, причиной для инициации такой процедуры может стать невозможность пользования имуществом. Негативно может сказаться неудобное расположение, неплодородность почвы или небольшая площадь. За участок придется платить налоги, что тоже весьма обременительно. В результате, люди предпочитают отказаться от надела добровольно.

В каком случае отказаться от земли нельзя?

Есть ряд обстоятельств, когда оформить отказ от земельной территории не получится. Это связано с тем, что на земле может находиться постройка или сооружение, считающиеся собственностью гражданина.

Когда человек хочет отказаться от участка, полученного по наследству вместе с другим имуществом, сделать он этого не сможет. По закону, при наследовании, преемник обязан оформить отказ от всей наследуемой массу или полностью принять имущество.

Пошаговая инструкция по отказу от земельного участка, находящегося в собственности

Если владелец решил добровольно отказать от надела, ему придется выполнить ряд действий. В качестве помощи можно использовать представленную пошаговую инструкцию:

  1. Посетить ведомство, которое наделено компетенцией решать такие вопросы. Обычно, речь идет об отделении Росреестра по месту расположения земли.
  2. Составить и подать заявление о прекращении права собственности на землю, на основании отказа. При наследовании заявка рассматривается муниципалитетом, а в случае приобретения земли на основе купчей, обращаться нужно в Росреестр.
  3. Получить справку, где указан номер регистрации и перечень принятых документов. Срок рассмотрения обращения составляет до 30 суток, а потом, выносится решение. Гражданин должен быть уведомлен в течение 3-ех рабочих дней.
  4. В течение недели, документы направляются из администрации в Росреестр для проведения регистрации.
  5. Владельцем земли становится гос.ведомство. Все данные регистрируются в Росреестре, в Госкадастре и в ФНС.
  6. В течение пяти суток гражданину должно быть направлено уведомление, что его право на земельный надел прекращено.

Заявление должно быть составлено правильно. Лучше воспользоваться стандартным образом и бланком, который легко сказать на сайте муниципалитета или Росреестра.

Какие документы могут потребоваться?

Помимо стандартного обращения нужно будет подготовить целый перечень обязательных бумаг. В список войдут такие документы:

  • свидетельство о праве собственности на землю;
  • кадастровый паспорт;
  • копия гражданского паспорта владельца;
  • доверенность на имя представителя, если документы подает третье лицо.

Если документация утрачена, то специалисты регистрирующей организации сделать запрос уже в рабочем порядке. В отсутствие препятствий для отказа от земли, никаких проблем в проведении возникнуть не должно. При появлении сложностей, стоит привлечь опытного юриста.

Заключение

Представленная информация может оказаться полезной людям, оказавшимся в подобной ситуации. В результате написанного можно сделать выводы:

  1. Граждане, владеющие землей, могут оформить официальный отказ от земельной территории.
  2. Есть ряд условий, позволяющих подать заявление на отказ от надела. Иногда, сделать этого нельзя, ввиду наличия ограничений.
  3. Оформление отказа лучше проводить строго по инструкции, чтобы в итоге не было возможностей оспорить принятое решение.

»

Следующая
ДоляВыделение супружеской доли после смерти бывшего супруга

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector