Льгота по НДС для управляющих компаний ЖКХ

При создании организации в учредительных документах было указано несколько видов экономической деятельности. Десять лет организация работает по одному и тому же виду экономической деятельности из этого списка. В 2015 году документы в территориальный орган ФСС, подтверждающие основной вид экономической деятельности, были поданы чуть позже положенного срока. В результате проверки, проведенной территориальным органом ФСС в июне, выяснилось, что организации установили вид экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых ею видов экономической деятельности.

Уведомления от ФСС об установлении страхового тарифа на 2015 год организация не получила, хотя представители фонда утверждают, что такое уведомление было ей направлено в установленные сроки.

Мог ли территориальный орган ФСС взять вид экономической деятельности, имеющий наиболее высокий класс профессионального риска, если фактически данный вид деятельности организация не осуществляет и не осуществляла? Что в данном случае делать?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Применение освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, в Вашем случае может привести к налоговым спорам.

Обоснование позиции:

Согласно п. 1 части 2 ст. 161 ЖК РФ непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме является одним из способов управления многоквартирным домом.

При таком способе управления договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, заключаются собственниками помещений (часть 1 ст. 164 ЖК РФ).

В соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождена реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Однако понятие «содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме» в НК РФ не определено.

Кроме того, из прямого прочтения данной нормы следует, что организация вправе воспользоваться льготой по пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, если работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняются (оказываются) ею в адрес собственников помещений в жилом доме с привлечением третьих лиц — непосредственных исполнителей (организаций и (или) ИП).

В настоящее время дополнительным условием для применения управляющими организациями положений пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ является наличие у управляющей организации соответствующей лицензии, поскольку с 01.09.2014 предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию (п. 6 ст. 149 НК РФ, п. 51 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Как видим, иных условий для применения льготы, предусмотренной пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, законодательство фактически не содержит.

Так как в рассматриваемом случае у Вашей организации имеется необходимая лицензия, а работы (услуги), поименованные в п. 11 Правил, реализуются по цене приобретения, полагаем, можно прийти к выводу, что Ваша организация вправе воспользоваться освобождением от налогообложения на основании пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Мы придерживаемся позиции, что, исходя из положений НК РФ, факт заключения Вашей организацией не договора управления многоквартирным домом, а договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества с представителями собственников помещений значения для целей применения пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не имеет, поскольку в данной норме упоминание о договоре управления многоквартирным домом отсутствует.

В этой связи мы не исключаем, что правомерность применения льготы по НДС Вашей организации придется доказывать в суде.

Арбитражной практикой применительно к анализируемой ситуации мы не располагаем.

Льгота по НДС для управляющих компаний ЖКХ

Уже более двух с половиной лет (1) в налоговом законодательстве существует льгота по НДС для компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, а именно, в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ.

29) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями. при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;

30) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями. при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).».

Вообще налоговая льгота по своему смыслу предполагает возможность для налогоплательщиков работать в более выгодных по сравнению с ранее существовавшими (до введения льготы) условиях и получения какой-либо налоговой экономии/снижения налоговой нагрузки. В настоящей статье попытается разобраться, в чем суть указанной выше льготы по НДС для управляющих компаний ЖКХ и какие преимущества может дать ее использование.

В отношении первой группы оказываемых управляющей компанией услуг (коммунальных услуг) получение какого-либо экономического эффекта от применения льготы, установленной подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, заведомо невозможно. Это обусловлено принципами, в соответствии с которыми осуществляется нормативное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы:

1) плата за коммунальные услуги начисляется жителям по утвержденным тарифам, изменять которые по своему усмотрению управляющая компания не имеет права;

2) расчеты с ресурсоснабжающими организациями управляющая компания производит по тем же самым тарифам, по которым она взимает плату с населения;

3) получение управляющей организацией какого-либо дохода от предоставления гражданам коммунальных услуг (в виде положительной разницы между суммами, начисленными гражданам, и суммами, подлежащими уплате РСО) законодательством не предусмотрено; какую сумму управляющая компания начислила жителям за коммунальные ресурсы, такую же сумму она должна заплатить поставщикам этих самых ресурсов.

Единственное, что меняется в случае, если организация решает (2) применять льготу, — это налоговый учет операций по реализации коммунальных услуг.

Если управляющая компания не применяет льготу, она: 1) выделяет НДС из платежей, начисленных населению, и уменьшает его на сумму НДС, предъявленную ей ресурсоснабжающей организацией, налоговая база по НДС получается равной «0»; 2) полученные от населения доходы, «очищенные» от НДС, компания уменьшает на понесенные ей расходы по приобретению коммунальных ресурсов (также уже «очищенные» от НДС), налоговая база по налогу на прибыль, а равно и сам налог на прибыль, составляют «0». При пользовании льготой выделения НДС из поступающих от населения платежей и принятия к вычету НДС, предъявленного ресурсоснабжающими организациями, не происходит; вся сумма выручки от населения признается доходом управляющей компании, а суммы (включая НДС), уплаченные за приобретенные коммунальные услуги, — расходами УК. Итого налогооблагаемая прибыль и налог на прибыль равны «0».

Это важно знать:  Газификация частного дома: нормы и правила 2024 года

Как видно, никакой экономии денежных средств управляющей компании с связи с введением льготы по НДС в отношении коммунальных услуг не происходит; поэтому содержащуюся в подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ «льготу» вряд ли можно назвать льготой.

Что касается другого вида оказываемых управляющей компанией населению услуг (по содержанию и ремонту общего имущества в МКД), то нормативное регулирование цен на такие услуги осуществляется только в части взаимоотношений «УК — население». Так, на уровне муниципалитета устанавливается тариф, взимаемый управляющей организацией с жителей на содержание и ремонт (3). Стоимость же, по которой УК должна приобрести такие услуги у подрядных организаций, ничем не установлена. УК вообще может оказывать услуги по содержанию и ремонту собственными силами, не прибегая к привлечению сторонних организаций. Как следствие, у управляющей организации может возникнуть прибыль от оказания таких услуг (в виде разницы между платежами от населения и расходами на привлечение подрядчиков/на выплату зарплаты своим работникам).

Вместе с тем, сразу необходимо отметить, что обязательным условием применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (освобождение от обложения НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД) является привлечение для оказания таких услуг сторонних подрядчиков; соответственно, при выполнении ремонтных работ силами самой УК льгота не применяется. Чем было обусловлено принятие законодателем именно такого решения, не понятно; хотя на стадии рассмотрения законопроекта по ст. 149 НК РФ вопрос предоставления льготы вне зависимости от ресурсов, привлекаемых управляющими компаниями в целях оказания услуг по содержанию и ремонту (собственных или сторонних), поднимался.

Идем дальше. Руководствуясь буквальным толкованием подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, можно сделать вывод о том, что применение льготы управляющими компаниями, приобретающими «ремонтные» услуги у сторонних подрядчиков по цене ниже, чем получаемые ими от граждан суммы платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, дает возможность УК получить экономию по НДС с суммы «наценки».

И все же, несмотря на очевидную бессмысленность анализируемой льготы (в той трактовке, которая была ей дана правоприменительной практикой), она может дать экономию по НДС, но только при наличии в конкретном жилищно-коммунальном бизнесе совокупности следующих условий: 1) управляющая компания привлекает для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества своих собственных, подконтрольных ей подрядчиков; 2) эти подрядные организации находятся на УСН; 3) часть маржинального дохода, получаемого в целом в бизнесе, перераспределяется в пользу подрядчиков — чем больше это перераспределение, тем больше налоговая экономия. По сути льготой по НДС могут воспользоваться только те бизнесы, в которых разделение функций между самой управляющей компанией (выполняющей функцию по взаимодействию с населением и РСО) и ее подрядными организациями (непосредственно осуществляющими услуги по содержанию и ремонту) сложилось исторически; слепое дробление бизнеса н а отдельные юридические лица с одной лишь целью получения налоговой экономии без наличия какой-либо деловой цели вряд ли может быть оставлено налоговыми органами без внимания.

Как видно, законодательная попытка облегчить налоговое бремя, лежащее на предпринимателях жилищно-коммунальной сферы, через введение льготы, которая лишь кажется льготой, но на самом деле таковой не является, не позволила высвободить ресурсы, которые могли бы быть направлены на улучшение качества оказания услуг, поэтому управляющим компаниям стоит обратить взор на имеющиеся у них внутренние ресурсы и сосредоточиться на увеличении эффективности их использования, не уповая на государство и предоставляемые им «льготы».

1. Данная льгота была введена в НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и применяется с 01.01.2010 г.

2. Пунктом 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право выбора: пользоваться льготой или отказаться от ее применения. Отказ от льготы возможен по заявлению организации, поданному не позднее 1-ого числа налогового периода, с которого она намерена отказаться/приостановить использование льготы.

3. Оплата услуг УК по содержанию и ремонту общего имущества МКД производится по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли соответствующее решение об установлении размера платы самостоятельно (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).

Способы исчисления НДС при использовании льготы в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества (Денисова М.О.)

Мы продолжаем разговор о практическом применении управляющими организациями налоговых льгот, начатый в статье М.О. Денисовой «Применение льготы по НДС», N 11, 2013 (где были обозначены основные сложности использования льгот, установленных пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ), и продолженный в N 1, 2014 (относительно налогообложения коммунальных услуг).

Норма и разъяснения по ее применению

Ключевой момент. Льгота по НДС предоставляется УК, только если работы (услуги) реализуются потребителям по стоимости их приобретения у третьих лиц.

Практика налоговых проверок

Таким образом, при применении УК льготы по НДС первостепенное значение имеют два факта:
— выполняет (оказывает) ли УК потребителям какие-либо работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества из общего их массива собственными силами;
— по какой стоимости УК реализует потребителям работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества, для выполнения (оказания) которых она привлекает третьих лиц: по стоимости приобретения или повышенной стоимости.
Несомненно, большинство УК — это коммерческие организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Применять «наценку» к тарифам на коммунальные услуги запрещает закон, поэтому получать легальную прибыль УК могут только в рамках деятельности по содержанию и ремонту общего имущества. Это достигается двумя способами: путем удорожания стоимости работ (услуг), приобретенных у сторонних организаций, посредством самостоятельного выполнения конкретных мероприятий по содержанию и ремонту по максимальной стоимости с минимальными затратами.

УК применяет льготу в отношении всех работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества

УК не применяет льготу или применяет ее избирательно, так как не все работы (услуги) выполняет (оказывает) подрядным способом

Универсальные рекомендации

Обобщая известную нам практику налоговых проверок, управляющим организациям, которые стремятся использовать возможности льготного налогообложения, предоставленные им пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, с минимальным обострением отношений с налоговыми органами, можно посоветовать лишь одно — организовать соответствующую детализацию данных о составе, стоимости работ (услуг) для потребителей и их происхождении.
Иными словами, правомерность применения льготы может быть подтверждена следующими действиями и документами:
— расшифровкой состава работ (услуг) по содержанию и ремонту, вошедших в предмет договора управления, с указанием цены и способа выполнения (оказания) каждой работы (услуги);
— раскрытием методики расчета размера ежемесячной платы (как правило, это 1/12 цены договора);
— обособлением в составе платы тех ее составляющих, которые имеют целевой (накопительный) характер (взносов на текущий или капитальный ремонт) и не облагаются НДС еще и в силу специальной нормы (пп. 1 п. 3 ст. 162 НК РФ);
— разъяснением причин расхождений между величиной квартальной платы, предъявляемой потребителям, и квартальных затрат, связанных с выполнением (оказанием) работ (услуг) по содержанию общего имущества (например, относительно того, что в летние месяцы в составе платы за содержание общего имущества УК поступает выручка, в том числе в виде стоимости работ по сдвижке снега, которые фактически будут выполняться в зимние месяцы, тогда же появятся затраты на их приобретение).

Это важно знать:  Договор на гидравлические испытания системы отопления

Способ исчисления НДС при использовании льготы в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества предопределен способом извлечения УК прибыли по договору управления.
Если все элементы комплексной услуги по содержанию и ремонту общего имущества УК исполняет подрядным способом, применяя при этом наценку на одну или несколько составляющих услуги, льгота по НДС распространяется только на размер платы, соответствующей стоимости работ (услуг), предъявленной УК подрядными организациями. С образующейся разницы необходимо начислить НДС («метод разниц»). При этом у УК возникнут определенные сложности с подсчетом налоговой базы в рамках каждого квартала, ведь достоверно определить размер добавочной стоимости по комплексной услуге можно только по окончании года. Отдельная проблема — возникновение непредвиденных расходов на содержание и ремонт общего имущества, перекрывающих заложенную УК прибыль. В данном случае УК не будет начислять налог к уплате в бюджет, но и вычеты потеряет (подробнее об этом см. статью М.О. Денисовой «Способы исчисления НДС при использовании льготы в отношении коммунальных услуг», N 1, 2014).
Если комплексную услугу по содержанию и ремонту УК исполняет смешанным способом (часть — собственными силами, часть — с помощью подрядчиков) независимо от того, как именно образуется ее прибыль (путем удорожания стоимости работ (услуг), приобретенных на стороне, или с использованием приемов ценообразования в части собственных работ (услуг)), она вправе:
— считать, что не подпадает под действие пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, и не применять льготу;
— не подавать в инспекцию заявление об отказе от льготы.
При выборе данной тактики высока вероятность возникновения споров с налоговиками, разрешаемых в судебном порядке.
Если УК планирует и при смешанном способе оказания комплексной услуги воспользоваться льготой в отношении элементов, исполняемых подрядчиками, ей необходимо продумать соответствующую детализацию в договоре управления (наглядно продемонстрировав в нем происхождение конкретной работы (услуги) и ее стоимость) и отслеживать соотношения соответствующей части платы, предъявляемой потребителям, и стоимости приобретения льготируемой работы (услуги).

Льготы по НДС для управляющей компании

При создании организации в учредительных документах было указано несколько видов экономической деятельности. Десять лет организация работает по одному и тому же виду экономической деятельности из этого списка. В 2015 году документы в территориальный орган ФСС, подтверждающие основной вид экономической деятельности, были поданы чуть позже положенного срока. В результате проверки, проведенной территориальным органом ФСС в июне, выяснилось, что организации установили вид экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых ею видов экономической деятельности.

Уведомления от ФСС об установлении страхового тарифа на 2015 год организация не получила, хотя представители фонда утверждают, что такое уведомление было ей направлено в установленные сроки.

Мог ли территориальный орган ФСС взять вид экономической деятельности, имеющий наиболее высокий класс профессионального риска, если фактически данный вид деятельности организация не осуществляет и не осуществляла? Что в данном случае делать?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Применение освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, в Вашем случае может привести к налоговым спорам.

Обоснование позиции:

Согласно п. 1 части 2 ст. 161 ЖК РФ непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме является одним из способов управления многоквартирным домом.

При таком способе управления договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, заключаются собственниками помещений (часть 1 ст. 164 ЖК РФ).

В соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождена реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Однако понятие «содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме» в НК РФ не определено.

Кроме того, из прямого прочтения данной нормы следует, что организация вправе воспользоваться льготой по пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, если работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняются (оказываются) ею в адрес собственников помещений в жилом доме с привлечением третьих лиц — непосредственных исполнителей (организаций и (или) ИП).

В настоящее время дополнительным условием для применения управляющими организациями положений пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ является наличие у управляющей организации соответствующей лицензии, поскольку с 01.09.2014 предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию (п. 6 ст. 149 НК РФ, п. 51 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Как видим, иных условий для применения льготы, предусмотренной пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, законодательство фактически не содержит.

Так как в рассматриваемом случае у Вашей организации имеется необходимая лицензия, а работы (услуги), поименованные в п. 11 Правил, реализуются по цене приобретения, полагаем, можно прийти к выводу, что Ваша организация вправе воспользоваться освобождением от налогообложения на основании пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Мы придерживаемся позиции, что, исходя из положений НК РФ, факт заключения Вашей организацией не договора управления многоквартирным домом, а договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества с представителями собственников помещений значения для целей применения пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не имеет, поскольку в данной норме упоминание о договоре управления многоквартирным домом отсутствует.

В этой связи мы не исключаем, что правомерность применения льготы по НДС Вашей организации придется доказывать в суде.

Арбитражной практикой применительно к анализируемой ситуации мы не располагаем.

Льгота по НДС для жилищно-коммунальных компаний: в чем суть?

Уже более двух с половиной лет (1) в налоговом законодательстве существует льгота по НДС для компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, а именно, в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ.

29) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями. при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;

30) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями. при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).».

Это важно знать:  Закон РФ no 1078 о расчете отопления

Вообще налоговая льгота по своему смыслу предполагает возможность для налогоплательщиков работать в более выгодных по сравнению с ранее существовавшими (до введения льготы) условиях и получения какой-либо налоговой экономии/снижения налоговой нагрузки. В настоящей статье попытается разобраться, в чем суть указанной выше льготы по НДС для управляющих компаний ЖКХ и какие преимущества может дать ее использование.

В отношении первой группы оказываемых управляющей компанией услуг (коммунальных услуг) получение какого-либо экономического эффекта от применения льготы, установленной подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, заведомо невозможно. Это обусловлено принципами, в соответствии с которыми осуществляется нормативное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы:

1) плата за коммунальные услуги начисляется жителям по утвержденным тарифам, изменять которые по своему усмотрению управляющая компания не имеет права;

2) расчеты с ресурсоснабжающими организациями управляющая компания производит по тем же самым тарифам, по которым она взимает плату с населения;

3) получение управляющей организацией какого-либо дохода от предоставления гражданам коммунальных услуг (в виде положительной разницы между суммами, начисленными гражданам, и суммами, подлежащими уплате РСО) законодательством не предусмотрено; какую сумму управляющая компания начислила жителям за коммунальные ресурсы, такую же сумму она должна заплатить поставщикам этих самых ресурсов.

Единственное, что меняется в случае, если организация решает (2) применять льготу, — это налоговый учет операций по реализации коммунальных услуг.

Если управляющая компания не применяет льготу, она: 1) выделяет НДС из платежей, начисленных населению, и уменьшает его на сумму НДС, предъявленную ей ресурсоснабжающей организацией, налоговая база по НДС получается равной «0»; 2) полученные от населения доходы, «очищенные» от НДС, компания уменьшает на понесенные ей расходы по приобретению коммунальных ресурсов (также уже «очищенные» от НДС), налоговая база по налогу на прибыль, а равно и сам налог на прибыль, составляют «0».
При пользовании льготой выделения НДС из поступающих от населения платежей и принятия к вычету НДС, предъявленного ресурсоснабжающими организациями, не происходит; вся сумма выручки от населения признается доходом управляющей компании, а суммы (включая НДС), уплаченные за приобретенные коммунальные услуги, — расходами УК. Итого налогооблагаемая прибыль и налог на прибыль равны «0».

Как видно, никакой экономии денежных средств управляющей компании с связи с введением льготы по НДС в отношении коммунальных услуг не происходит; поэтому содержащуюся в подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ «льготу» вряд ли можно назвать льготой.

Что касается другого вида оказываемых управляющей компанией населению услуг (по содержанию и ремонту общего имущества в МКД), то нормативное регулирование цен на такие услуги осуществляется только в части взаимоотношений «УК — население». Так, на уровне муниципалитета устанавливается тариф, взимаемый управляющей организацией с жителей на содержание и ремонт (3). Стоимость же, по которой УК должна приобрести такие услуги у подрядных организаций, ничем не установлена. УК вообще может оказывать услуги по содержанию и ремонту собственными силами, не прибегая к привлечению сторонних организаций. Как следствие, у управляющей организации может возникнуть прибыль от оказания таких услуг (в виде разницы между платежами от населения и расходами на привлечение подрядчиков/на выплату зарплаты своим работникам).

Вместе с тем, сразу необходимо отметить, что обязательным условием применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (освобождение от обложения НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД) является привлечение для оказания таких услуг сторонних подрядчиков; соответственно, при выполнении ремонтных работ силами самой УК льгота не применяется. Чем было обусловлено принятие законодателем именно такого решения, не понятно; хотя на стадии рассмотрения законопроекта по ст. 149 НК РФ вопрос предоставления льготы вне зависимости от ресурсов, привлекаемых управляющими компаниями в целях оказания услуг по содержанию и ремонту (собственных или сторонних), поднимался.

Идем дальше. Руководствуясь буквальным толкованием подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, можно сделать вывод о том, что применение льготы управляющими компаниями, приобретающими «ремонтные» услуги у сторонних подрядчиков по цене ниже, чем получаемые ими от граждан суммы платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, дает возможность УК получить экономию по НДС с суммы «наценки».

И все же, несмотря на очевидную бессмысленность анализируемой льготы (в той трактовке, которая была ей дана правоприменительной практикой), она может дать экономию по НДС, но только при наличии в конкретном жилищно-коммунальном бизнесе совокупности следующих условий: 1) управляющая компания привлекает для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества своих собственных, подконтрольных ей подрядчиков; 2) эти подрядные организации находятся на УСН; 3) часть маржинального дохода, получаемого в целом в бизнесе, перераспределяется в пользу подрядчиков — чем больше это перераспределение, тем больше налоговая экономия. По сути льготой по НДС могут воспользоваться только те бизнесы, в которых разделение функций между самой управляющей компанией (выполняющей функцию по взаимодействию с населением и РСО) и ее подрядными организациями (непосредственно осуществляющими услуги по содержанию и ремонту) сложилось исторически; слепое дробление бизнеса на отдельные юридические лица с одной лишь целью получения налоговой экономии без наличия какой-либо деловой цели вряд ли может быть оставлено налоговыми органами без внимания.

Как видно, законодательная попытка облегчить налоговое бремя, лежащее на предпринимателях жилищно-коммунальной сферы, через введение льготы, которая лишь кажется льготой, но на самом деле таковой не является, не позволила высвободить ресурсы, которые могли бы быть направлены на улучшение качества оказания услуг, поэтому управляющим компаниям стоит обратить взор на имеющиеся у них внутренние ресурсы и сосредоточиться на увеличении эффективности их использования, не уповая на государство и предоставляемые им «льготы».

______________________

  1. Данная льгота была введена в НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и применяется с 01.01.2010 г.
  2. Пунктом 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право выбора: пользоваться льготой или отказаться от ее применения. Отказ от льготы возможен по заявлению организации, поданному не позднее 1-ого числа налогового периода, с которого она намерена отказаться/приостановить использование льготы.
  3. Оплата услуг УК по содержанию и ремонту общего имущества МКД производится по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли соответствующее решение об установлении размера платы самостоятельно (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).

»

Следующая
Услуги ЖКХКак продать квартиру с долгами по ЖКХ

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector