Лицензия на водоснабжение и водоотведение
Компании и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с обеспечением населения питьевой водой и организацией водоотвода, перед началом работы обязательно оформляют лицензии на водоснабжение. Необходимость их получения продиктована нормами закона 416-ФЗ, действующего с 07.12.11 года. Мы поможем собрать все документы и получить разрешение в кратчайшие сроки.
Лицензирование водоснабжения: документальное оформление
Лицензирование водоснабжения не производится, если объем добычи воды составляет менее 100 куб. м за сутки, она используется исключительно для личных нужд, а не для коммерческих целей.
Если фирма планирует заниматься снабжением населения питьевой водой, водоотведением на профессиональной основе, указанные критерии в ее отношении не выполняются. Она обязана получить лицензию, иначе ее ждут санкции со стороны контролирующих органов: штрафы до 1 млн руб. или приостановление работы.
Ошибки, допущенные при подаче документов на лицензию, несоблюдение установленных законом правил – причины затягивания процедуры. Компания не работает в выбранном направлении, упускает выгодные предложения и возможности. Мы поможем избежать простоя и завершить все процедуры в кратчайший срок.
Лицензия на водоснабжение и водоотведение – это официальный документ, выдаваемый уполномоченными государственными органами и предоставляющий компании право пользоваться ресурсами из конкретной скважины в течение установленного срока. При первичном обращении она выдается на период 2-4 года, при повторном – до 25-ти лет.
Разрешение выглядит как унифицированный бланк формата А4, где указана его серия, номер, перечень работ, которые разрешено выполнять компании-получателю. Его неотъемлемая часть – приложение, где обозначено, какие требования обязуется выполнять организация.
В какие сроки выдается лицензия
Оформление документации для добычи водных ресурсов – длительный процесс. Первичная заявка, поданная предприятием, рассматривается 65 дней. В случае положительного решения государственные органы выдают фирме разрешение проводить геологическое изучение природного объекта (артезианской скважины).
Хозяйствующий субъект реализует мероприятия, связанные с оценкой запасов воды в недрах. Когда изыскания завершаются, фирма повторно обращается в госинстанции, уже за лицензией на использование ресурсов. Ее заявку рассматривают еще 65 дней.
Средние сроки подготовки материалов для заявки на получение лицензии в компании «EAC Audit» составляет 60 дней. Их точная продолжительность зависит от объемов работ и наличия необходимых документов. Мы поможем оформить все бумаги максимально быстро, убережем вас от ошибок и неточностей, затягивающих процедуру. Обратитесь к нам за помощью – все консультации бесплатны, вашим вопросом займутся специалисты с многолетним опытом.
Какие документы потребуются для обращения к госорганам
Лицензия на холодное водоснабжение, водопользование оформляется после подачи обширного пакета документов, куда входит:
- договор водопользования, заключенный с собственником скважины;
- заполненное заявление унифицированного образца;
- учредительная документация (устав предприятия, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах);
- бумаги, подтверждающие полномочия генерального директора;
- заключение Роспотребнадзора о том, что компания соблюдает санитарно-эпидемиологические нормы;
- заключение геологического надзора;
- расчет лимитов добычи воды;
- генеральный план будущей застройки.
Точный перечень предоставляемых документов зависит от специфики конкретной ситуации. Чтобы не тратить время и денежные средства впустую, обратитесь к нам за консультацией. Мы имеем богатый опыт решения практических задач разной сложности, поэтому поможем собрать все необходимое для скорейшего оформления разрешения.
Этапы оформления
Оформление лицензии осуществляется в пять этапов:
Предполагает сбор необходимой документации и заполнение заявления. С собранным пакетом бумаг хозяйствующий субъект обращается в Минэкологии по месту нахождения скважины.
- Получение разрешения для изучения водных запасов
Оно направляется заявителю спустя 65-ть дней после обращения. Оно не дает права пользоваться ресурсами, но позволяет провести изыскательные работы.
- Проведение мероприятий по изучению недр
Компания проводит работы, цель которых – определить лимиты использования воды из скважины, определить требования к санитарной зоне, запасы ресурсов.
- Повторное обращение в лицензирующий орган
Когда изыскательные работы завершены, фирма подает повторную заявку, на основании которой спустя 65 дней ей предоставляют лицензию на использование водных ресурсов.
- Заключение договора водопользования
Это окончательный этап процедуры, он предполагает подписание соглашения с владельцем скважины – органом муниципальной или государственной власти.
Процедура лицензирования носит запутанный и длительный характер. Сотрудники центра «EAC Audit» помогут компаниям-клиентам последовательно пройти ее этапы, соблюсти все нюансы, чтобы получить положительный результат.
Преимущества сотрудничества с «EAC Audit»
Обращение в компанию «EAC Audit» – это возможность максимально ускорить процесс получения лицензий, избежать отказа со стороны государственных инстанций. К числу преимуществ наших услуг относится следующее:
- 100%-ная гарантия положительного результата;
- подлинность оформляемых документов и их регистрация в официальных реестрах;
- простота подачи заявки: через сайт или по телефону;
- умеренные цены, система скидок для постоянных заказчиков.
Лицензия на очистку сточных вод, водоснабжение и водоотведение – насущная необходимость для фирм и ИП, использующих природные скважины. «EAC Audit» поможет оформить ее в сжатые сроки с максимальным комфортом для бизнеса.
Рассчитайте стоимость нужного вам документа
Лицензия на водоснабжение и водоотведение
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
8.1. Общие положения
Эффективность функционирования централизованных систем питьевого водоснабжения обеспечивается двумя неразрывно связанными компонентами: управленческой и эксплуатационной.
Поиск решений, направленных на повышение качества питьевой воды, лежит в области новых технологических приемов, усовершенствований условий эксплуатации сооружений и т. п.
Вместе с тем значение управленческой компоненты, регулирующей, координирующей и направляющей все сферы деятельности водопровода и формирующей условия получения питьевой воды надлежащего качества, имеет решающее значение.
Сущность управленческой компоненты может быть представлена как ответственность высшего руководства за конечный результат работы системы водоснабжения.
8.2. Законодательство Р оссийской Федерации в области лицензирования и сертификации
§ Законодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации, отечественные и международные стандарты последних лет направлены на всестороннее совершенствование управленческой структуры организаций.
В первую очередь к ним относятся следующие документы:
• законы Российской Федерации:
«О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
• постановления Правительства Российской Федерации:
«О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг» от 2 февраля 1998 г. № 113;
«Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» от 12 февраля 1999 г. № 167;
«Об утверждении Положения об осуществлении Государственного контроля за использованием и охраной водных объектов» от 16 июня 1997 г. № 716;
«Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» от 26 сентября 1994 г. № 1099;
санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.559—96. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
§ Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации сформировано принципиально новое правовое и экономическое пространство, в котором должны работать организации, эксплуатирующие инженерные системы жизнеобеспечения, в том числе и организации ВКХ, включающее в первую очередь новые требования в части наличия у организации ВКХ соответствующих лицензий на право деятельности и сертификатов, подтверждающих качество продукции, как той, которая выпускается, так и той, которая поступает на предприятие.
Законы и постановления Правительства Российской Федерации направлены на упорядочение деятельности управленческих структур организаций, повышение их роли, ответственности и полномочий.
8.3. Развитие законодательства в области лицензирования
Законодательством установлено, что муниципальные организации ВКХ, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и канализации городов и населенных пунктов, а также предприятия других видов собственности, которые осуществляют различного рода деятельность в области водоснабжения и канализации, должны иметь соответствующую лицензию на право деятельности.
Система лицензирования в Российской Федерации начала формироваться с 1991 года.
Одним из первых законодательных актов по лицензированию являлось постановление Совета Министров РСФСР от 08.11.91 № 593 «О введении государственного лицензирования строительной деятельности на территории РСФСР». Постановление было направлено на защиту прав и интересов потребителей строительной продукции. Документом устанавливались организационно-правовые основы лицензионной деятельности, определялись виды подлежащей лицензированию строительной деятельности (т. е. строительно-монтажных, проектных работ, инженерных изысканий и т. д.), порядок лицензирования и выдачи лицензий, статус и функции лицензионных органов.
Переход в 1992 году к интенсивному развитию рыночных отношений, а также появление на рынке товаров и услуг все большего числа самостоятельных хозяйствующих субъектов вызвали необходимость создания новых механизмов правового регулирования и в других отраслях деятельности в целях защиты законных прав и интересов потребителей и предпринимателей.
Постановлением Правительства РФ № 1418 от 24.12.94 «О лицензировании отдельных видов деятельности» было положено начало единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Согласно постановлению был утвержден Перечень, включающий 26 видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, в том числе вид деятельности «Эксплуатация инженерных систем городов и населенных пунктов».
§ В целях дальнейшего совершенствования обеспечения единой государственной политики при осуществлении лицензирования, регулировании и защите прав и интересов граждан, нравственности и здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также установления правовых основ единого рынка в июне 1998 г. был принят Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В законе дан перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (статья 17), в том числе:
— эксплуатация централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений.
В Перечень включены также такие виды деятельности, как:
— эксплуатация аппаратуры и систем контроля противоаварийной защиты и сигнализации;
— эксплуатация котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;
— эксплуатация взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств;
— эксплуатация инженерных инфраструктур городов и других населенных пунктов;
— другие виды деятельности, осуществление которых может быть необходимым при эксплуатации централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения.
Эти виды деятельности могут осуществляться как организацией, эксплуатирующей централизованные системы питьевого водоснабжения и системы водоотведения, так и другими специализированными организациями по договорам.
В соответствии с законом лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
Лицензирование осуществляется при обязательном соблюдении законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических (Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании, перечней работ и услуг для конкретных видов деятельности.
§ Основным требованием при лицензировании централизованных систем питьевого водоснабжения является выполнение нормативных документов по качеству воды — СанПиН 2.1.4.559—96 и «Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест».
В случае невыполнения требований СанПиН 2.1.4.559—96 на действующих системах, но выполнения всех других лицензионных требований и условий, лицензия может быть выдана только при наличии согласования Санэпиднадзора отклонений от нормативов с указанием срока действия и мероприятий по их устранению. В лицензионных условиях устанавливаются срок действия лицензии и ее приостановление в случае невыполнения нормативов в указанные сроки.
Лицензирование осуществляют в соответствии с правилами и требованиями, в которых дается перечень необходимой документации, устанавливаются объем и полнота информации, указывается соответствующее согласование и др.
§ Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» конкретно устанавливает условия санитарно-эпидемиологического благополучия населения. К их числу относят лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека (статья 2 п. 1); в статье 40 пп. 1, 2 приводятся отдельные виды деятельности (работ, услуг), представляющие потенциальную опасность для человека, среди них производство и реализация питьевой воды. эксплуатация систем инженерной и транспортной инфраструктур, включая централизованные системы питьевого водоснабжения.
Эта статься определяет также обязательность требования лицензирования данных видов деятельности. При этом отмечается, что лицензирование возможно только при условии предоставления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии, в частности, питьевой воды санитарным правилам. Однако наличие лицензии дает право на определенный вид деятельности, но не может гарантировать ее качество.
8.4. Законодательство Российской Федерации в области сертификации
§ Законодательством Российской Федерации предусмотрена процедура сертификации продукции, услуг, систем качества, производств и обязательной аккредитации лабораторий.
Именно наличие сертификата является гарантией обеспечения необходимой уверенности в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Базовым законом Российской Федерации, направленным на защиту потребителя от недобросовестности изготовителя и подтверждение соответствия показателей качества любой продукции установленным требованиям, является закон «О сертификации продукции и услуг».
Он устанавливает цели, принципы, общие правила и рекомендации по проведению сертификации в Российской Федерации.
§ Главной задачей централизованных систем коммунального водоснабжения является обеспечение потребностей в питьевой воде надлежащего качества граждан и юридических лиц.
Надлежащее качество питьевой воды, направленной потребителю, подтверждается ее соответствием требованиям Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559—96. Этот нормативный документ устанавливает необходимость для каждого водопровода разработки рабочей программы контроля качества, учитывающей региональные особенности химического состава воды водоисточника.
§ Согласно методическим указаниям по внедрению и применению Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559—96, рабочая программа представляется на утверждение с пояснительной запиской, содержащей план мероприятий с финансовыми затратами, по подготовке сооружений к работе в условиях внедрения нового нормативного документа.
При согласовании рабочей программы устанавливаются источники финансирования всех подготовительных работ. В этом же документе указывается, что при внедрении проверяют наличие лицензий, дающих право эксплуатации систем водоснабжения и сертификатов на всю продукцию, поступающую на водопроводную станцию и контактирующую с питьевой водой в процессе ее производства.
§ Конкретная продукция, используемая в процессе приготовления питьевой воды, подлежащая обязательной сертификации, определена в документе «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация».
К их числу относятся коагулянты, активированные угли, природные сорбирующие материалы, трубы, оборудование для подготовки и очистки питьевой воды, в том числе озонаторное, электролизеры; установки для очистки воды; оборудование для водопроводно-канализационного хозяйства; установки для обеззараживания воды; установки для очистки питьевой воды и улучшения качества питьевых вод, загрузки фильтрующих и др.
Сертификации подлежат все оборудование и товары (продукция), используемые в технологии водоподготовки. Получение лицензии должно ставиться в зависимость от наличия (отсутствия) в организации соответствующих сертификатов.
• Для централизованных систем питьевого водоснабжения, которые были введены в действие до принятия закона «О сертификации продукции и услуг», обязательная сертификация устройств, оборудования и т. п., используемых в процессе эксплуатации, должна быть проведена при реконструкции и модернизации систем, замене устаревшего оборудования в соответствии с упомянутой «Номенклатурой. «. В этом случае следует отдавать предпочтение тому виду оборудования, на которое имеются сертификаты соответствия, в том числе полученные на добровольной основе.
• Сертификация осуществляется в соответствии с документацией Госстандарта Российской Федерации «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации», «Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации» и др. Эти документы устанавливают два вида сертификации: обязательную и добровольную. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан. Сертификацию осуществляют органы по сертификации, специально аккредитованные Госстандартом России.
8.5. Требования к аттестации лабораторий
Предприятие ВКХ обязано соблюдать нормативные требования к аттестации лабораторий и выполнению соответствующих измерений по контролю качества питьевой воды (закон РФ «Об обеспечении единства измерений»).
Все производственные лаборатории, осуществляющие контроль качества воды, испытания полученной продукции, должны быть аттестованы в обязательном порядке в соответствии с рекомендациями МИ 2427—97 «Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях» и аккредитованы (в добровольном порядке) в соответствии с ГОСТ Р 51000.3-96 «Общие требования к испытательным лабораториям».
В лаборатории должны быть установлены критерии соответствия качества питьевой воды нормативным требованиям.
Таким образом, наряду с отраслевыми и нормативными законодательными документами федерального уровня, постановлениями Правительства РФ, регламентирующими порядок функционирования систем водоснабжения городов и населенных пунктов в РФ, лицензии, гигиенические заключения, сертификаты соответствия — обязательные документы, необходимые при эксплуатации систем водоснабжения.
Лицензирование водопользования
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
В соответствии со статьей 48 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий, который в соответствии с ВК РФ признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами.
При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов.
Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов.
Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей водопользования должна содержать:
· сведения о водном объекте;
· сведения о водопользователе;
· сведения о водопотребителях;
· указания на способы и цели использования водного объекта;
· указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды;
· сведения о лимитах водопользования;
· сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;
· сроки действия лицензии;
· требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.
Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются лицензирующим органом в области водопользования в соответствии с порядком, установленным водным законодательством Российской Федерации. Лицензия вступает в силу только после ее регистрации (статья 50 ВК РФ).
Правила выдачи, оформления, регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий юридическим лицам и гражданам утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 года №383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» (далее Правила №383).
Лицензирование водопользования осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Лицензия на водопользование дает право ее владельцу на пользование водным объектом или его частью на определенных условиях в течение установленного срока.
Использование водных объектов осуществляется в виде общего и специального водопользования, водные объекты могут предоставляться в особое водопользование.
Не требуется получения лицензии на осуществление:
ü общего водопользования;
ü использования водных объектов для плавания на маломерных судах;
ü разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
ü водопользования для пожарных нужд;
ü забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения;
ü пользования обособленными водными объектами. Пользование такими объектами осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства Российской Федерации (пункт 5 Правил №383).
Водные объекты предоставляются юридическим лицам или гражданам в краткосрочное (до 3 лет) и долгосрочное (от 3 до 25 лет) пользование (пункт 6 Правил №383).
· заявление о выдаче лицензии с указанием:
ü для юридических лиц – наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименование банка;