Лишение права собственности на земельный участок

В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Гражданское законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка:



1) обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (например, в порядке обращения взыскания на заложенный земельный участок);

2) отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу (в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если земельный участок был унаследован иностранным гражданином, то он должен быть отчужден. В противном случае уполномоченный орган власти вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении иностранного гражданина к отчуждению земельного участка на торгах);

3) реквизиция, конфискация или национализация земельного участка;

4) отчуждение доли в праве общей долевой собственности на земельный участок в случае невозможности выдела доли в натуре при условии выплаты соответствующей денежной компенсации;

5) изъятие (выкуп) земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

6) изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Земельный кодекс РФ содержит специальные правила в отношении двух оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка: реквизиции и изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Прекращение прав на землю путем изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится в исключительных случаях, связанных:

1) с выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень таких объектов);

3) в иных случаях, установленных федеральными законами, а применительно к изъятию (выкупу) из земель, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, — в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда. Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Однако собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о его выкупе.

В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Земельным кодексом РФ предусматривается возможность реквизиции земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок в этом случае может быть временно изъят у собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земли причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка собственнику возмещается его рыночная стоимость или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Лицо, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать в судебном порядке возврата ему реквизированного земельного участка.

§ 2. Основания прекращения иных прав на землю

Право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками и право аренды могут быть прекращены при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельными участками осуществляется на основании решений о прекращении прав на землю. Указанные вторичные права на землю прекращаются при:

1) использовании земельного участка не по целевому назначению категории земель;

2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки;

3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

— отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

— нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

— систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, по охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

— систематическое невнесение земельного налога;

4) неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом, за исключением времени, необходимого для освоения участка, а также времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

5) изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

6) реквизиции земельного участка.

Решение о прекращении прав на землю может быть обжаловано в суде, арбитражном суде.

Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения могут быть прекращены посредством отказа от них.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Если право было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вышеуказанный орган обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения соответствующего права. Распоряжение данным участком после отказа от прав на него осуществляет исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Принудительное лишение лица права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования в случае ненадлежащего использования земельного участка производится при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельных участков после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в совершении нарушения земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных нарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок.

Предупреждение должно содержать:

1) указание на допущенное нарушение;

2) срок, в течение которого нарушение должно быть устранено;

3) указание на возможное лишение права на земельный участок в случае неустранения нарушения;

4) разъяснение прав лица в случае возбуждения процедуры принудительного лишения прав на землю;

5) иные необходимые реквизиты.

Форма предупреждения устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае неустранения указанных в предупреждении нарушений в установленный срок участок изымается на основании решения суда.

Право безвозмездного срочного пользования прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, либо по соглашению сторон (ст. 47 ЗК РФ):

Это важно знать:  О признании права собственности на самовольную постройку: образец искового заявления

1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;

2) по основаниям, аналогичным прекращению прав лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

Право на служебный земельный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный земельный надел был предоставлен, на основании приказа руководителя организации, предоставившей надел в пользование. Право на служебный земельный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения, при переходе его на пенсию по старости или инвалидности.

Право на служебный земельный надел сохраняется за одним из членов семьи:

1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, — на весь срок прохождения службы;

2) работника, поступившего на учебу, — на весь срок обучения в учебном заведении;

3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

Право на служебный земельный надел сохраняется:

1) для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей — пожизненно;

2) для детей — до их совершеннолетия.

Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный земельный надел, имеет право использовать этот надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

В соответствии со ст. 48 ЗК РФ частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным статьей 276 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Публичный сервитут может быть прекращен в случае минования общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

§ 3. Понятие и основания ограничений прав на землю

Земельный кодекс РФ провозглашает принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Существование юридически значимых для всего общества интересов (публичных интересов) предполагает определенное вмешательство государства в процесс реализации частных интересов. Правовые нормы, устанавливаемые в отношении реализации публичных интересов, предоставляют государству и его органам правовые средства, необходимые для осуществления данных интересов. Публичные ограничения имущественных прав на землю — одно из таких правовых средств.

Конституция РФ в п. 3 ст. 55 предполагает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

В теории земельного права разграничиваются понятия ограничений и обременений.

Под ограничениями понимается наличие установленных законом ущемлений, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на объект недвижимого имущества в интересах государства и общества. Ограничения не порождают самостоятельных прав. При этом ограничения не исключают отдельные правомочия из содержания права собственности, а уменьшают возможности собственника в осуществлении субъективного права. Они не могут выходить за пределы права собственности. Установление ограничений прав на землю не означает, что правообладатель полностью или в части лишается своих правомочий по владению, пользованию или распоряжению земельным участком.

Под обременениями понимается наличие дополнительных обязанностей по содержанию недвижимого имущества и пользованию им, установленных на взаимной основе, по соглашению сторон и иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Обременения характеризуются как результаты осуществления субъектом своих прав и обязанностей и заключаются в дополнительных взаимных обязанностях лиц. Таким образом, обременения основываются на воле субъекта, которую он закрепляет в форме различного вида сделок, устанавливающих, прекращающих, изменяющих права. Существенным признаком обременений также является взаимное ущемление прав участников.

В российском законодательстве предусмотрены две группы ограничений прав на землю.

Во-первых, это ограничения оборота земельных участков, содержание которых предполагает стеснение правообладателя в совершении действий, связанных с распоряжением земельным участком, а также ограничения субъектного состава имущественных отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

Так, п. 4 ст. 27 ЗК РФ содержит перечень земельных участков, которые не могут быть предоставлены в частную собственность и быть объектами сделок (такие земельные участки называют «изъятыми из оборота»). В пункте 5 ст. 27 ЗК РФ указан перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральным законом (их называют «ограниченными в обороте»). Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, не предоставляются на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Во-вторых, это ограничения использования земельных участков, указанные в п. 2 ст. 56 ЗК РФ, а именно:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.

Данный перечень ограничений не является исчерпывающим. Некоторые из указанных ограничений предусмотрены другими статьями ЗК РФ, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами.

Пунктом 3 ст. 56 ЗК РФ установлено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Это связано с тем, что данные ограничения являются частью правового режима земельного участка, который не может быть изменен владельцем земельного участка самостоятельно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок. Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Лишение права собственности на земельный участок

Что такое СНТ?
Узнайте из статьи, что и почему не так в вашем СНТ.

Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.17 г.
Закон вступает в силу с 01.01.19 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу. Скачайте! Бесплатно!

Прописка в СНТ
Как получить регистрацию без суда

Ликвидация правовой безграмотности
Вопросы и ответы. Задай вопрос, узнай свои права и живи спокойно!

Cтроим жилой дом
Стройка на садовом участке по правилам

Всё о взносах в СНТ О членских, целевых, вступительных и других взносах

«Дачная амнистия»
Как правильно оформить земельный участок в собственность

Ограничение прав собственности на землю
Можно ли принудительно лишить собственника участка? Узнай правду

Налог на землю
Заплати налог правильно. Льготы в СНТ

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.

29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx): ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
Обсуждение закона открыто здесь: Форум сайта СНТ «Пищевик»
(для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

Это важно знать:  Приобретение права собственности на бесхозяйное имущество

ФЗ-217 от 29.07.2017 г. — Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к новому федеральному закону с учётом наработанной практики.
Ссылка на раздел с комментариями к закону от ресурса СНТ «Пищевик».

Ограничение, прекращение прав собственности
на земельный участок в СНТ

«Чем дальше в лес, тем больше дров», — гласит русская пословица. Её можно в полной мере отнести и к садоводческим некоммерческим товариществам. То, что ещё вчера казалось правлению нашего СНТ очевидным и правильным, сегодня оказывается несоответствующим законодательству. Отсюда и ошибки, а как следствие, принимаемые незаконные решения правлением и общим собранием. Понятное дело, что рядовые садоводы, в своей основной массе вообще никогда не обращаются к помощи закона. Просто выполняют то, что говорят органы управления товарищества, не задумываясь о законности того, что они творят. Это относится и к праву собственности на индивидуальный земельный участок.

Ответственность садовода за нарушение законодательства

Основу мер, применяемых к садоводу — собственнику индивидуального участка составляют нормы ст. 47 «Ответственность садоводов за нарушение законодательства» ФЗ-66 от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Останавливаться и разжёвывать все нарушения, а также порядок их отнесения к тому или иному закону мы не будем. Давайте исходить из того, что, если правление видит нарушение, то, однозначно, оно знает нормы закона, который нарушается. В противном случае нарушения никто не замечает до какого-то определённого момента.

Разберёмся с нормами статьи подробнее. Первый пункт устанавливает административную ответственность садовода за нарушение законодательства. Это значит, что в случаях допущения таким садоводом административных нарушений правление товарищества, комиссия по контролю за соблюдением законодательства вправе предупредить нарушителя об имеющихся нарушениях законодательства с составлением соответствующего акта (см. образец акта о нарушении законодательства, перед распечаткой приведите его в соответствие с задачей, поменяв некоторые реквизиты бланка). Акт составляется в 2-х экземплярах: один вручается нарушителю, второй подшивается в дело в правлении. Если нарушитель не подписывает акт и не хочет его получать, то можно на документе оставить подписи лиц, которые свидетельствуют о доведении содержания акта и об отказе садовода от его получения, в т.ч. и по почте.

Если нарушитель чихать хотел на ваши акты, то наступает вторая фаза работы правления или комиссии по контролю за соблюдением законодательства. А именно, составляется второй акт о нарушении, далее первый и второй акты правление с сопроводительным письмом направляет в соответствующий орган, контролирующий те или иные административные нарушения, для привлечения виновного к административной ответственности в соответствии с Административным кодексом. На этом полномочия СНТ заканчиваются.

Органам управления СНТ право наложения административных взысканий: предупреждений, штрафов, административных арестов и др. взысканий Административным кодексом не предоставлено.

После принятых правлением и комиссией по контролю за соблюдением законодательства мер, скорее всего, нарушитель устранит допущенные нарушения. А если это не помогает, то вступает в действие второй пункт ст. 47 «Ответственность садоводов за нарушение законодательства».

Следует обратить внимание, что мера ответственности, предусмотренная пунктом 2 ст. 47 ФЗ-66, устанавливает лишение прав собственности на земельный участок только «за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством«. Соответственно, нарушая лесное, водное, градостроительное законодательство, законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения или законодательство о пожарной безопасности, лишиться прав собственности на земельный участок фактически невозможно.

Ответственность садовода за нарушение земельного законодательства

Статья 44 «Основания прекращения права собственности на земельный участок» Земельного кодекса, ФЗ-136 от 25.10.2001 г. устанавливает всего три случая, при которых собственник теряет право собственности на земельный участок:

    при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;

Т.е. при осуществлении процедур купли-продажи, дарения, завещании, мене и др. операций с земельным участком, в результате которых старый собственник передает права на землю новому собственнику согласно нормам гражданского законодательства.

отказе собственника от права собственности на земельный участок;

Собственник может отказаться от права владения своим участком, направив соответствующее заявление в органы самоуправления, которые выделили ему этот участок своим решением.

в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Такое может случиться в исключительных случаях. Принудительное изъятие земельных участков может быть осуществлено на основании норм статьи 49 «Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд» и статьи 55 «Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» Земельного кодекса. В этом случае, скорее всего, потеря земельных участков будет касаться всех садоводов в данном конкретном СНТ.
В других случаях принудительное изъятие земельного участка может коснуться одного садовода вследствие вынесенного решения суда согласно гражданскому законодательству, например, при конфискации имущества, нажитого «непосильным» трудом.

Указанное выше не будет исчерпывающим, если не обратиться к Гражданскому кодексу РФ:

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

  1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
  2. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
  3. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Следующая информация предназначена скорее для справки, она просто поясняет понятия, которые встречаются в законодательстве о земле:
ст. 45 «Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком» Земельного кодекса на первый взгляд устанавливает нормы, применив которые, можно попытаться изъять земельный участок у владельца. Но Земельный кодекс чётко определил, что субъектом права постоянного (бессрочного) пользования землей могут быть государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, органы государственной или муниципальной власти. Физическими лицами тут и не пахнет. В то же время Кодекс разрешил владельцам (физическим лицам) земельных участков, получивших их ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования, приобрести участки в собственность.

Право пожизненно наследуемого владения земельным участком позволяет передавать земельный участок по наследству. Таким правом могут обладать только физические лица. Кажется, что вот оно — это то, что надо. Нет. Ранее можно было предоставлять земельные участки на таком праве для ведения личного подсобного или создания фермерского хозяйства. Но Земельный кодекс сейчас отменил эту возможность — предоставлять землю на правах пожизненно наследуемого владения. А, кроме того, в соответствии с нормами Кодекса, землевладелец может только предоставлять землю на правах аренды или в безвозмездное срочное пользование.

В практике СНТ постоянно встречаются всевозможные нарушения законодательства связанные с землепользованием. Грамотно поставленная работа правления и комиссии по контролю за соблюдением законодательства сведут на «нет» все поползновения отдельных «крутых» садоводов, думающих, что они могут делать на своем участке всё. И это всё, сделанное ими, совершенно никого не должно касаться. Пользоваться в этих случаях надо нормами пункта 1 ст. 47 ФЗ-66 от 15.04.98 г., а если не помогает, то плавно переводить действия правления в русло норм пункта 2 этой же статьи и 285 Гражданского кодекса. Но, во всех этих случаях правление реально видит перед собой нарушителя, т.к. он не прячется. Он на виду у всех. А как быть, когда найти собственника невозможно? Ответ — далее.

Это важно знать:  Иск о выселении из муниципальной квартиры: образец

Лишение права собственности на земельный участок в случае его длительного неиспользования по назначению

Как правило, собственники, которые не используют садовый участок, в СНТ не появляются, взносы не платят и, в конце концов, правление теряет следы и адреса таких горе-садоводов. Возникает интересная ситуация: Садовода нет, участок не обрабатывается. Казалось бы, да и черт с ним. Но когда таких вот «мёртвых душ» набирается уже порядком, то это начинает ощутимо бить по оставшимся активным садоводам. Выражается это в том, что бремя содержания объектов общей собственности, органов управления и все остальные денежные вопросы в СНТ ложатся на плечи остающихся. Часто это бремя становится непосильным. Кроме того, заброшенные участки зарастают бурьяном, их частенько превращают в непонятные притоны бомжи, учащается воровство. Перед СНТ встает вечный вопрос: «Что делать?»

    Последовательность работы правления по неиспользованным участкам:

  • Направить запрос в адрес управления регистрации прав на недвижимость с целью установления собственника земельного участка. Это стоит денег, но без этого вопрос вообще не решится никогда.
  • При установлении собственника согласно требованиям ст. 47 ФЗ-66 предупредить собственника о нарушении им земельного и гражданского законодательства, а также его обязанности об уплате соответствующих взносов в СНТ.
  • Параллельно правление, в т.ч. с привлечением комиссии по контролю за соблюдением законодательства, в течение 3 лет добросовестно составляет акты о неиспользовании земли по назначению.
  • В отсутствие реакции собственника на работу правления по пункту 2 и 3 направить в порядке выполнения ст. 284 и 286 Гражданского кодекса (см. выше) письмо об инициировании процедуры принудительного изъятия земли у собственника (собственников) по основаниям ст. 284.
  • В конечном итоге, земельные участки по решению суда либо без такового могут быть проданы СНТ либо другому новому собственнику через торги. По дополнительному ходатайству правления участки могут быть проданы садоводам или СНТ, как юридическому лицу. В последующем СНТ по решению собрания может перепродать эти участки желающим.

    Следует помнить о той «нехорошей» части ст. 285 ГК, в которой говорится о том, что если земельный участок не использовался длительное время по каким-либо обстоятельствам, исключающим такое использование, то принудительное изъятие такого участка не может быть осуществлено даже по решению суда.

    А без собственника наличие исключающих обстоятельств просто невозможно определить. Поэтому, если собственник определён, но его невозможно найти, то дело по изъятию земельного участка зайдёт в тупик и в органе самоуправления и в суде. Преодолеть эту патовую ситуацию можно только путём документального подтверждения того, что собственник, к примеру, умер. Но тут же возникает проблема наследников — снова тупик. Согласитесь, что СНТ с его ограниченными возможностями и привязкой к месту уже не под силу носиться по всей РФ в поисках наследников.

    Снова перед правлением маячит вопрос: «Что делать?» А решение есть. Однако при его принятии правление неминуемо идёт на нарушение законодательства, подставляя под удар, прежде всего, садоводов, претендующих на «бесхозные» участки, преследуя свои меркантильные интересы, т.к. при любом раскладе новым садоводам «владельцам участков» не видать ни членства в СНТ ни осуществления регистрации прав на земельные участки, а платить за них государству и СНТ придётся. Таков закон. Можно, конечно, вспомнить о ст. 234 ГК и заверить нового владельца о том, что по прошествии лет он может получить участок в собственность. Но, господа-товарищи, всё «вилами на воде писано» — забывать о ст. 285 этого же ГК нельзя. Суд всегда займёт сторону собственника, а причины, по которым участок не обрабатывался можно найти всегда.

    Статья 234 «Приобретательная давность» Гражданский кодекс, часть 1

    1. Лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет (прим. ред. — земельный участок относится к недвижимости) либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
      Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
    2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
    3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
    4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

    29 апреля 2008 г. в Ленинградском районном суде было вынесено решение, согласно которому «бесхозный» участок передан в аренду гражданке, которая до этого несколько лет с разрешения правления СНТ использовала земельный участок по назначению. Суд посчитал, что при появлении собственника участка или его наследников ничто не помешает восстановлению права собственности, и, соответственно, прекращению «незаконной» аренды (подробнее см. страницу: «Решение суда по иску к администрации г. Калининграда о понуждении предоставить в аренду участок земли»).

    Вашему вниманию предоставляется и другое решение суда по схожему делу с необходимыми комментариями. Но здесь правление СНТ встало на защиту собственника земельного участка, не позволив аферисту незаконно завладеть чужой собственностью, путь даже заброшенной в настоящее время. Суд абсолютно правильно отказал истцу в его требованиях к СНТ «Пищевик» о понуждении проведения заседания правления СНТ для решения вопроса о передаче ему в пользование земельного участка № 87, о включении его в список граждан-членов СНТ «Пищевик», являющимся приложением к постановлению мэрии г. Калининграда № 334 от 07.03.1995 г. (подробнее см. страницу: Решение суда по иску о понуждении проведения заседания правления СНТ для решения вопроса о передаче ему в пользование земельного участка).

    Итоги подводить не будем. Всё яснее ясного. Общее собрание и правление СНТ вправе выбрать тот путь, который считает более правильным и целесообразным в каждой своей конкретной ситуации, но принимать меры по уменьшению количества заброшенных участков органы управления не просто должны — они обязаны это делать. Главное не забывать о том, что правление, идущее по пути раздачи «бесхозных» участков должно обязательно предупреждать садоводов, лучше письменно, пользующихся такими заброшенными участками о возможных правовых последствиях такого пользования.

    Борьба же с нарушениями законодательства со стороны отдельных садоводов (п. 1 ст. 47 ФЗ-66) — святое дело правления и комиссии по контролю за соблюдением законодательства. И это тоже требование ФЗ-66 от 15.04.98 г.

    Старый форум
    Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.

    »

    Следующая
    Раздел имуществаКак проверить количество собственников квартиры

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector