Новые правила благоустройства 2024

В Ульяновске проходят общественные обсуждения (не путать с публичными слушаниями) проекта изменения Правил благоустройства. Это новый формат привлечения общественности к управлению муниципалитетом, который рассчитан в большей мере на людей, знакомых с Интернетом и компьютером. Предложения и замечания принимаются в электронном виде, хотя есть возможность прийти в определенное место, время и лично сделать запись в специальный журнал.

Публичных слушаний, в привычном понимании, когда выступления и вопросы зачастую перерастают в шумные споры и яростные дебаты, новый формат не предполагает. Возможно, это плюс, так как много действительно хороших и дельных предложений, бывает, тонет и остается не услышанным в общей массе выкриков. Помимо прочего, однако, предполагается, что некоторые обобщенные результаты анализа поступивших предложений будут выноситься в публичную сферу, что называется, по старинке, т.е. с трибуны перед слушателями. На одном из первых таких мероприятий, прошедших 25 июля в областном Дворце творчества детей и молодежи, сразу стало понятно, что у жителей Ульяновска есть совершенно не совпадающие и порой диаметрально противоположные друг с другом взгляды на то, как должен выглядеть город.

Наиболее сильной и сплоченной группой выступает сообщество предпринимателей, которые заинтересованы уменьшить территорию благоустройства возле своих коммерческих объектов. Это дополнительные расходы для бизнеса. А вот жильцам МКД, напротив, хочется, чтобы вокруг было чисто и красиво. Чтобы этого добиться, очевидно, необходимо закрепить за каждым куском городской земли ответственного. И вот тут самое главное противоречие: владеть и распоряжаться землей хотят многие, а убирать и содержать ее желающих немного.

Многие из нас сталкивались в той или иной форме с проблемой так называемых «серых зон». Это участки земли, которые не имеют хозяина. Это могут быть проезды между МКД, например, или дорога за забором (за границей) социального объекта, школы, детского сада, или какой-то пустырь, заросший бурьяном и мусором. Что уж говорить, если запросто можно встретить целые бесхозные линии теплоснабжения, освещения, канализации… Понятное дело, что без хозяина и должного ухода рано или поздно любой объект приходит в изношенное и негодное состояние.

— На данный момент в Ульяновске действуют Правила благоустройства, утвержденные не так уж давно — в 2017 году. Однако в декабре того же 2017 года Градостроительный кодекс РФ был пополнен положением об участии в содержании прилегающих территорий лицами, ответственными за содержание зданий и сооружений. Это как раз и сделано для того, чтобы уйти от всех «серых зон» и определить им хозяина, — пояснил руководитель Управления архитектуры и градостроительства Александр Семенов.

Документ, о котором идет речь (Федеральный закон от 29.12.2017 №463-ФЗ), вступил в силу в 2018 году. Уточнены обязанности лиц, ответственных за эксплуатацию зданий и сооружений, связанные с обустройством прилегающих территорий. Внесенными поправками в Градостроительный кодекс РФ был решен вопрос о том, кто несет расходы по содержанию и благоустройству придомовой территории в случае, когда земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. В законодательство также были введены новые понятия.

Прилегающая территория — территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

Вслед за федеральным законом вышел региональный — о порядке определения границ прилегающих территорий. В документе указан максимальный размер расстояния от здания, подлежащий благоустройству. Сейчас, внесением изменений в Правила благоустройства Ульяновска, эти нормы будут закреплены и на муниципальном уровне, после чего они станут обязательными для исполнения всеми жителями города.

Ключевыми моментами, по словам Александра Семенова, в новых Правилах благоустройства Ульяновска являются границы тех самых прилегающих территории. Дело в том, что, согласно законодательству, благоустройство этих прилегающих территорий осуществляется за счет собственников зданий, строений, сооружений и помещений в них. Соответственно, чем больше территория, тем больше средств надо на ее благоустройство.

В проекте Правил предлагается установить границы прилегающей территории для объектов индивидуального жилищного строительства — 5 метров от границ земельного участка либо 20 метров от контура здания, если участок не сформирован. Вокруг магазинов, офисов и ресторанов границы определяются в зависимости от их размера. Для мелких киосков и ларьков, нестационарных торговых объектов прилегающая территория очерчена на 10 метров. Если площадь объекта составляет не более 500 кв. м, то прилегающая территория расположится на расстоянии 15 метров от границ земельного участка либо 25 метров от контура. Если коммерчески объект большой, площадью от 500 до 1000 кв. м, тогда — 30 метров от участка либо 50 метров от контура. Ну, и так далее по возрастающей.

Кроме всего прочего, в новых Правилах благоустройства наконец-то дано определение газону. Это участок земли, территория которого ограничена бортовым (бордюрным) камнем, бровкой или иным ограждением, или обозначением искусственного происхождения, а поверхность покрыта травянистой и (или) древесно-кустарниковой растительностью либо предназначена для озеленения.

Это важно знать:  Придомовая территория МКД по жилищному кодексу

Новые правила благоустройства обернулись новыми задачами для самарских управляющих компаний

Их обсудили на заседании профильной комиссии ОП Самарской области

Участники заседания комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ обсудили новые задачи управляющих организаций по содержанию придомовых и прилегающих территорий многоквартирных домов.

Вопрос приобрел актуальность в связи с принятием «Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара»: документ утвержден решением Думы г.о. Самара от 08.08.2019 № 444.

В соответствии с новыми Правилами, «физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий». В целях закрепления территории для содержания и благоустройства границы прилегающих территорий устанавливаются либо путем определения в метрах расстояния от здания (строения, сооружения, земельного участка или ограждения), либо путем определения границ прилегающей территории соглашением, заключаемым с администрацией внутригородского района.

«Границы прилегающей территории определяются в периметре, образуемом путем отступа в метрах от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения, — прописано в Правилах благоустройства. — Для многоквартирных жилых домов (в случае если земельный участок сформирован в соответствии с положениями действующего законодательства, сведения о местоположении его границ внесены в Единый государственный реестр недвижимости) — 25 м от границ земельного участка».

Работы по содержанию и благоустройству на прилегающих территориях многоквартирных домов, согласно документу, должны осуществлять собственники помещений либо лицо, ими уполномоченное: управляющая организация.

«Сам подход к содержанию прилегающих территорий не нов, по сути, он применялся на протяжении последнего десятилетия, — отметил заместитель руководителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Дмитрий Гребенников. — Но если ранее содержание прилегающих территорий осуществлялось только на основании соглашений, то теперь на фоне принятия Закона Самарской области от 13.06.2018 № 48-ГД „О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области“ наряду с соглашением принципиально установлены метры. Со своей стороны мы будем добиваться заключения соглашений. Кроме того, весной этого года были внесены поправки в Закон Самарской области от 01.11. 2007 № 115-ГД „Об административных правонарушениях на территории Самарской области“, благодаря чему появилась возможность применять штрафные санкции».

Так, в соответствии со статьей 4.28 указанного регионального Закона, штраф для юридических лиц за неисполнение обязанности по участию в содержании прилегающих территорий составит от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Второе аналогичное нарушение обойдется управляющей организации уже в 100 тыс. рублей.

«Основной вопрос в связи с принятием новых Правил благоустройства со стороны управляющих организаций: где взять деньги на все эти мероприятия? Ни один житель не скажет: „Да, я готов дополнительно оплачивать работы по содержанию и благоустройству прилегающей территории“, — подчеркнул заместитель директора по правовым вопросам управляющей компании ООО „Визит-М“ Андрей Брусницын. — В строке „содержание“ сейчас есть пункт, касающийся уборки придомовой территории, но придомовая территория определяется в один метр. А как теперь, в свете принятия новых Правил благоустройства, определить, сколько стоит обслуживание, например, одного квадратного метра газона? Может быть, если посчитать все дополнительные расходы, то окажется, что это вообще непосильная ноша для управляющих компаний?»

Члены профильной комиссии Общественной палаты не разделили пессимизма представителей УК.

«По факту и сегодня обслуживание дворов заложено в калькуляции ставки содержания у многих управляющих организаций», — заметил председатель комиссии Виктор Часовских.

«Вопросов множество. Да, у нас есть дворники. Но, например, чтобы спилить дерево, нужно получить порубочный билет и посадить новое. Дворник этого не сделает. А нагрузка по ремонту квартальных проездов? Теперь в уборочную площадь нам включают и детские площадки, причем без решения общего собрания о том, что жильцы принимают эту площадку в собственность», — отметил исполнительный директор АО «ПЖРТ Промышленного района» Андрей Гаврилов.

«Получается, что мы оказываем услуги жителям, собираем плату с жителей, а убирать должны муниципальную землю», — выразила общее мнение коллег руководитель управляющей компании ООО «Ключ» Ольга Долгова.

«Действительно, в силу прямого указания Федерального закона управляющие организации должны тратить деньги на содержание территорий, которые, по сути, не имеют к ним никакого отношения, — признал заместитель руководителя Главного управления правового обеспечения аппарата Самарской Губернской Думы Роман Ляопаров. — Такое противоречие имеется, но надо искать механизм».

«Есть три категории земельных участков, с которыми вынуждены работать управляющие организации, — пояснил Роман Ляопаров. — Во-первых, это ситуации, когда земельные участки являются общим имуществом собственников помещений в МКД в полном смысле слова, поставлены на кадастровый учет. Вся экономика в этом случае понятна. Вторая категория — земельные участки, которые названы федеральным законодательством «придомовой территорией» (Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290). Это некая территория, которая исторически убирается управляющей компанией, исходя из каких-то сложившихся параметров землепользования. С 2015 года коренным образом изменилась судебная практика, и суды стали обязывать управляющие компании убирать эти не имеющие границ территории по факту сложившегося землепользования. Третья очень интересная категория, которая еще больше запутывает юридическую и экономическую ситуацию, — это так называемые «прилегающие территории». Понятие «прилегающей территории» есть в Градостроительном кодексе РФ: это территории общего пользования. Поэтому все разговоры о том, чтобы передать эти территории кому-то на праве собственности или аренды, совершенно безосновательны. В силу статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственники помещений обязаны участвовать в благоустройстве прилегающей территории. Механизм содержания прилегающих территорий закреплен в Законе Самарской области от 13.06.2018 № 48-ГД. Проблема в том, что в действующих Правилах благоустройства г.о. Самара по тем домам, в отношении которых земля не сформирована и участок под домом не образован, конкретики нет. Этот пробел уже существенным образом влияет на практику управляющих компаний и административных комиссий, с точки зрения того, как именно привлекать к административной ответственности по статье 4.28 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД. При разработке Закона 48-ГД мы исходили из того, что, если земля под МКД не сформирована, то считать нужно не от границы земельного участка (юридически его просто нет), а от стены дома«.

Это важно знать:  Приобретательная давность на земельный участок по ст. 234 ГК РФ

Надо отметить, что это положение вступает в определенное противоречие с федеральным законодательством, но пока и суды, и прокуратура молчат.

«Если в обзоре судебной практики за 2018 год Верховный Суд РФ прямо сказал, что муниципалитеты не имеют права нарезать территории императивно в виде конкретных метров от конкретных объектов, то уже летом этого года было принято решение ВС РФ, где закрепляется совершенно иная точка зрения. Учитывая то, что это решение было принято позднее, видимо, оно отражает последние тенденции», — рассказал Роман Ляопаров.

Стоит также отметить и еще одну законодательную новеллу. Федеральный закон от 02.08.2019 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепил два варианта образования земельных участков под МКД: либо собственники помещений сами обращаются в орган местного самоуправления с просьбой сформировать землю под их МКД, либо земля под МКД может быть сформирована посредством проведения так называемых комплексных кадастровых работ.

Таким образом, обязанность по формированию земельного участка под МКД возлагается на органы публичной власти. Такая практика уже была в г.о. Тольятти, где на данные цели выделялись средства городского бюджета. Самаре также нужно начинать эту работу в условиях хронической нехватки бюджетных средств.

«В целом нам нужна обратная связь от управляющих компаний, чтобы понять, как они видят экономики процесса, с тем, чтобы и плата гражданам не повышалась, и административные органы в лице Госжилинспеции и административных комиссий не имели претензий к работе УК», — заключил Роман Ляопаров.

«Вопрос о том, кто вообще будет контролировать работу управляющих организаций по содержанию прилегающих территорий, очень важен, — считает Виктор Часовских. — Не получится ли так, что ГЖИ и административные комиссии будут ходить друг за другом и выписывать УК штрафы? У управляющих компаний должно быть четкое понимание: кто может прийти и за что наказать. Может быть, есть смысл этим структурам уже сейчас встретиться и разграничить функции?»

«Мы просто вынуждены это сделать, чтобы не нарушать закон и избежать избыточного контроля, — согласился главный консультант правового управления Государственной жилищной инспекции Самарской области Алексей Давиденко. — Все очень долго ждали принятия в Самаре новых Правил благоустройства. Правила нужны априори, поскольку призваны обеспечить комфортное проживание граждан на территории городского округа. Но почти полтора года не было механизма реализации, Правила, по сути, не работали, у административных комиссий были связаны руки. Теперь Правила есть, и их нужно реализовывать. При этом не стоит вносить сумятицу в головы граждан и говорить о дополнительной плате. В первую очередь, нужно посмотреть, сколько сегодня уже тратят УК на содержание придомовой территории из ставки содержания. И тут опять стоит обратиться к администрации города с предложением „расшить“ муниципальную ставку и дать тем самым некий ценовой ориентир. Пока это не будет сделано, все будет „дорого и непонятно“. Не соглашусь, что сейчас в ставку заложено только содержание отмостков. Когда поступит информация от муниципалитета, у УК будет с чем выходить к гражданам, чтобы вести разговор о том, хватит ли этих денег на содержание всей прилегающей территории».

«Основная же проблема в том, что сегодня Правила благоустройства не позволяют определить прилегающую территорию по тем домам, где земельный участок не образован, — продолжил Алексей Давиденко. — А таких домов в Самаре — 99%. Не ясно, что будет контролировать административная комиссия. Должны быть какие-то пояснения для участников рынка. Должен быть соблюден баланс интересов».

По мнению заместителя председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Игоря Косилова, до тех пор, пока не буду внесены все уточнения, разрешены очевидные вопросы и определены границы ответственности, стоит говорить о неком моратории на применение штрафных санкций по отношению к управляющим организациям.

Это важно знать:  Компенсация на землю инвалиду 2 группы

Однако, — возразил Алексей Давиденко, — добросовестные УК и не надо контролировать, они итак выполнят всю необходимую работу в рамках обслуживаемой территории: «Наша работа больше направлена на те УК, которых не бывает за этим столом, которые вообще не вступают ни в какие диалоги. А нарабатывать правоприменительную практику надо уже сейчас».

«Но все-таки главное — не наказать управляющую компанию, а устранить недостатки в ее работе, — подчеркнул Виктор Часовских. — Первое, что мы сделаем по итогам этого заседания — обратимся к депутатам Думы г.о. Самара: должны быть созданы равные условия для домов, у которых земельный участок сформирован, и МКД, у которых земля не оформлена. Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара мы рекомендуем выступить той площадкой, на которой будет произведено разграничение полномочий ГЖИ и административных комиссий. Кроме того, мы рекомендуем Администрации города предусмотреть в бюджете средства на проведение межевания и формирование земельных участков под МКД. Недавно созданному Клубу директоров УК Самарской области мы предложим, чтобы юротделы этих компаний также выразили мнение по поводу возможных поправок в нормативные документы. А Общественная палата области, — думаю, совместно с Общественной палатой г.о. Самара, — со своей стороны, будет продолжать мониторинг ситуации».

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Новые правила благоустройства: озеленение, фасады, подсветка, уборка снега

Какие есть запреты для жителей Тюмени.

«Правила благоустройства территории города Тюмени» в новой редакции были приняты в думе в июне 2024 года и реализуются с 1 сентября. При составлении документ привели в соответствии с федеральным законодательством, которое менялось, учитывались преемственность праворегулирования и накопленный опыт. Были внесены изменения в 32 муниципальных нормативно-правовых акта и разработано пять новых.

Заместитель главы города Павел Перевалов рассказал депутатам гордумы, в чем отличие новой редакции «Правил» от предыдущей.

Озеленение — на контроле

Впервые был урегулирован вопрос озеленения силами жителей и других добровольцев. Системный подход стал одним из элементов зеленой стратегии, которая сейчас разрабатывается. Появился порядок согласования посадки или восстановления зеленого насаждения.

«Весь посадочный материал, который используется на территории города, должен соответствовать требованиям ГОСТа. Кроме того, должна быть соблюдена техника посадки, — объяснил Павел Перевалов. — Породный состав был определен с учетом климатических особенностей, восприимчивости саженцев к условиям городской среды. Лучшим образом зарекомендовали себя тополь пирамидальный, липа, яблоня, дуб, ива, ель».

Людей, обратившихся за согласованием посадки, будут консультировать специалисты «Единого центра озеленения».

Согласовывать породы деревьев на загородных или дачных участках не нужно.

Требования к мусорным площадкам

Установлены требования к основанию контейнерной площадки, его покрытию. Обязательно должны быть ограждения и информационный стенд.

«В 2024 году дополнительно организовано 362 контейнерные площадки, на которых установлен 741 контейнер. Суммарно на территории Тюмени расположено почти 4000 контейнерных площадок, на которых без малого установлено 10,5 тысячи контейнеров», — отметил замглавы города.

Созданные контейнерные площадки соответствуют новым требованиям, остальным дается отсрочка, чтобы привести в все в порядок: один год для обустройства информационных стендов и пять лет — для основания.

Фасады и подсветки

Требования к внешнему виду фасадов зданий были разработаны для обеспечения единого архитектурного и цветового решения и основываются на практике и опыте других регионов.

Правила коснутся и дополнительного оборудования. Например, допускается размещение наружных блоков систем кондиционирования и вентиляции на главных фасадах, если используются маскирующие ограждения. Но не допускается их установка над пешеходными тротуарами. Не соответствующие требованиям элементы будут демонтированы.

Относительно фасадов депутаты попросили придать культурно-эстетический облик коммунальным подстанциям во дворах, потому что «многие похожи на исправительные учреждения».

Порядок устройств архитектурной подсветки ориентирован на формирование свето-цветовой среды города. Определен цветовой спектр, направление света, сочетаемость с фасадами и между собой.

У многоквартирных домов подсветка устанавливается на нежилых элементах здания. У культовых сооружений акцентируются верхние части — купола, шпили, полумесяцы. На объектах культурного наследия наружная подсветка и электропроводка должны быть окрашены в цвет фасада. Плюс — вандало- и электрозащищенность.

Незаконные аттракционы и надписи на тротуарах — под запретом

Этому вопросу уделили также серьезное внимание. Демонтировать могут и временные, и стационарные аттракционы. Среди них механизированные аттракционы, батуты, прокат картингов, самокатов. Катание на лошадях по Цветному бульвару — а этот вопрос не раз поднимался — также остается под запретом.

В соответствии с требованиями к порядку пользования общих территорий, запрещено сорить, наносить вред элементам благоустройства, клеить объявления вне специально отведенных мест. Из новинок — самовольные надписи на дорогах и тротуарах. Поставленные в неположенных местах автомобили будут эвакуироваться.

Придомовая территория: сроки уборки снега

Сейчас актуальный вопрос — уборка снега. Павел Перевалов напомнил основные требования, которые не менялись.

»

Следующая
ЗемляКомпенсация на землю инвалиду 2 группы

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector