+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закон РФ no 1078 о расчете отопления

– анализ изменений в расчете отопления с января 2020 года согласно постановлению правительства РФ №354 в редакции от 28.12.2018 г. (изменения внесены постановлением правительства РФ №1708 от 28.12.2018 г., постановлениями Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П, от 20.12.2018 N 46-П).

2. Обозначения переменных

Vдом – объем по общедомовому счетчику (ОДПУ), который может быть уменьшен на некоторый вычет, оплачиваемый отдельно
Vодн – объем общедомовых нужд в целом на весь дом.
Vодн i – объем ОДН, приходящийся на i-ый лицевой счет.
Vипу – сумма объемов (расходов) всех ИПУ (индивидуальных счетчиков)
Vипу i – потребленный объем в i-том помещении c ИПУ (расход ИПУ).
Vбезипу – сумма объемов в помещениях без индивидуальных счетчиков (ИПУ).
Vбезипу i – потребленный объем в i-том помещении без ИПУ.
Si – площадь i-го лицевого счета.
Sоб – общая площадь всех лицевых счетов дома: Сумма (Si).
Sодн – площадь общего имущества (мест общего пользования) .
Sдом – суммарная площадь всех помещений дома: Sдом = Sодн + Sоб.
Sинд – суммарная площадь всех лицевых счетов без батарей отопления (то есть, холодных неотапливаемых помещений, например, кладовок, машино-мест, магазинов на первых этажах). А также площадь помещений без центрального отопления, имеющих индивидуальные источники тепла, например, собственные газовые котлы.
Sипу – суммарная площадь всех помещений с ИПУ.

3. Основные изменения с января 2020

Ранее, если хотя бы один ИПУ выходил из строя, то расчет отопления осуществляли без учета показаний всех остальных исправных ИПУ. С января 2020 г. расчет отопления происходит по показаниям ИПУ, а для помещений без ИПУ — по усредненному потреблению во всех помещениях с ИПУ. К рассчитанному таким образом индивидуальному потреблению добавляется отопление мест общего пользования (общедомовые нужды, ОДН).

Кроме того, теперь плату за отопление мест общего пользования (общедомового имущества) будут вносить и те собственники, в помещениях которых нет батарей отопления. Ранее собственники неотопливаемых холодных кладовок, машино-мест, магазинов на первых этажах (зачастую имеющих отдельные входы с улицы), обычно не вносили плату за отопление мест общего пользования, так как не было четкого обоснования. Аналогично, плату за отопление общедомового имущества теперь будут вносить и те, у которых нет центрального отопления, а есть индивидуальный источник тепла, например, собственный газовый котёл.

Формула расчета ОДН на весь дом (одинакова для всех случаев): Vодн = Vдом – Vипу– Vбезипу

Формула расчета части ОДН, приходящейся на i-тый лицевой счет: Vодн i = Vодн * Si / Sоб

Объем Vодн i, приходящийся на отопление общедомовых нужд (ОДН), прибавляется к объему индивидуального потребления (Vбезипу i или Vипу i), полученный итоговый объем умножается на тариф, и в результате получается плата за отопление.

Наличие ИПУ Описание изменений Формулы Формулы
ИПУ есть, но не у всех Ранее расчет производился без учета показаний ИПУ.

Теперь в помещениях с ИПУ — согласно расходу ИПУ,
а в помещениях без ИПУ — по усредненному на 1 кв. метр потреблению, вычисленному в помещениях с ИПУ в данном месяце (формула 3(7)).

Этот новый способ, похоже, удачнее чем использование завышенного норматива в квартирах без ИПУ. Иными словами, расход в квартирах без ИПУ будет равен усредненному расходу по всем квартирам с ИПУ в данном месяце (с учетом площадей квартир).

К рассчитанному таким образом индивидуальному потреблению добавляется общедомовое потребление (расход по домовому счетчику за вычетом индвидуального потребления в помещениях с ИПУ и без ИПУ), распределенное пропорционально площадям лицевых счетов.

Общедомовое потребление распределяется на все жилые и нежилые помещения, даже если в них нет батарей отопления (т.е. нулевое индивидуальное потребление).

Формула 3(1):

формула 3(7):

Vодн = Vдом – Vипу– Vбезипу

Vбезипу i = Si * Vипу / Sипу,
т.е. по усредненному (на 1 кв. м.) потреблению
в помещениях с ИПУ в данном месяце

Vбезипу i = 0, если нет батареи отопления.

Vипу i = расход ИПУ.

Vодн i = Vодн * Si / Sоб

Ни у кого нет ИПУ В случае, если все помещения в частной собственности имеют батареи отопления (т.е. нет холодных кладовок, машино-мест, магазинов в частной собственности), то результ расчета не изменился, несмотря на новые формулы 3 и 3(6).

А при наличии таких холодных помещений изменения состоят в том, что общедомовое потребление теперь распределяется и на собственников таких холодных помещений (хотя индвидуальное потребление таких холодных помещений нулевое) .

Формула 3:

Формула 3(6):

Vодн = Vдом – Vбезипу

Vбезипу i = Vдом * Si / (Sдом — Sинд)

Vбезипу i = 0, если нет батареи отопления

Vодн i = Vодн * Si / Sоб

У всех есть ИПУ Расчет не изменился. Формула 3(3): Vодн = Vдом – Vипу

Vодн i = Vодн * Si / Sоб

Vипу i = расход ИПУ

Vодн i =
Sодн * Норматив * Si /Sоб

Норматив на ОДН отменен. Требуются уточнения. Требуются уточнения. 3 При наличии ОДПУ и
отсутствии всех ИПУ Формула 8:

Ежегодная корректировка
(13-тая квитанция):

Vодн = Vдом – (Vср * Sоб) Формулы 3 и 14:

Vодн = Vдом – Vбезипу

Vбезипу i = Vдом * Si /Sдом

Vодн i = Vодн * Si / Sоб

Vодн i = Vодн * Si /Sоб

Vодн = Vдом – Vбезипу

Vбезипу i = Vдом * Si / (Sдом — Sинд)

Vбезипу i = 0, если нет батареи отопления

Vодн i = Vодн * Si / Sоб 4 При наличии ОДПУ и
наличии хотя бы одного ИПУ (но не всех ИПУ) Формула 8:

Ежегодная корректировка
(13-тая квитанция):

Vодн = Vдом – (Vср * Sоб) Формула 13:

Vодн = Vдом – Vипу – Vбезипу

Vипу i = расход ИПУ

Vбезипу i = норматив

Vодн i = Vодн * Si / Sоб Формула 3:

Vодн i = Vодн * Si /Sоб

Vодн = Vдом – Vипу – Vбезипу

Vипу i = расход ИПУ.

Vбезипу i = Si * Vипу / Sипу,
т.е. по усредненному потреблению
в помещениях с ИПУ
в данном месяце.

Vбезипу i = 0, если нет батареи
отопления.

Vодн i = Vодн * Si / Sоб 5 При наличии ОДПУ и
наличии всех ИПУ Формула 8:

Ежегодная корректировка
(13-тая квитанция):

Vодн = Vдом – (Vср * Sоб) Формула 13:

Vодн = Vдом – Vипу

Vипу i = расход ИПУ.

Vодн i = Vодн * Si / Sоб Формула 3(1) или 3(3),

без изменений Формула 3(3),

без изменений 6 По каким лицевым счетам распределяется ОДН Только по лицевым счетам, в помещениях которых есть батареи отопления (т.е., если нет индивидуального отопления, то нет платы и за общедомовое). Без изменений Без изменений По всем лицевым счетам, в т.ч. в помещениях которых нет батарей отопления (т.е. индивидульное потребление нулевое)

5. Реализация расчета коммунальных услуг в программе «Кварта-С»

В программе «Кварта-С: расчет квартплаты» на 1С:Предприятие 8 расчет общедомовых нужд реализован согласно всем редакциям постановлений правительства № 307, 354, в том числе и последней редакции от 28.12.2018, вступившей в силу c января 2020. Соответствующая версия программы — 3.0.128.6 Пользователь может просто выбрать действующее постановление и сделать автоматический расчет ОДН согласно нему. «Кварта-С» на 1С:Предприятие 8 успешно помогает более 1000 организациям ЖКХ во многих регионах России, как небольшим ТСЖ на один дом, так и крупным управляющим компаниям, расчетным центрам, абонентским отделам теплосетей и водоканалов, обслуживающих десятки тысяч лицевых счетов.

О разъяснении правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в связи с многочисленными обращениями потребителей и исполнителей коммунальных услуг дает разъяснения по вопросам изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее — Правила), под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

Договором, заключаемым исполнителем в соответствии со статьями 137 (пункт 1 части 1), 154 (часть 3), 155 (части 5, 6, 8 и 9), 162, 164 (часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации и содержащим условия предоставления коммунальных услуг, могут устанавливаться повышенные требования к качеству коммунальных услуг.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 49 Правил исполнитель обязан производить в установленном разделом VII Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. При этом исполнитель должен самостоятельно выполнить указанную обязанность в отношении всех лиц, имеющих обязательства по оплате коммунальных услуг, в случаях, когда исполнителю известно о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, а в иных случаях — при установлении факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке, установленном разделом VIII Правил.

На основании пункта 60 Правил при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением. Установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления иных условий, размера и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, не допускается. При нарушении повышенных требований к качеству коммунальных услуг, установленных указанными выше договорами, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с приложением N 1 к Правилам при применении договорных параметров качества.

Согласно пункту 61 Правил при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил, плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.

Порядок расчета изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведен на примерах в приложении к настоящему письму.

Прошу довести требования законодательства Российской Федерации и настоящие разъяснения до органов местного самоуправления, организаций коммунального комплекса, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, действующих на территориях субъектов Российской Федерации, для руководства при применении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.

к письму Министерства

от «__» ____ 2007 г. N ___

Порядок расчета изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

Пример 1. Изменение размера платы за холодное водоснабжение при превышении предельно допустимого перерыва подачи холодной воды при наличии приборов учета (см. подпункт 1.1) и при отсутствии приборов учета (см. подпункт 1.2).

│ Параметры │ Значения │ Ед. изм. │

норматив потребления холодной N = 250 (л на 1 чел.

объем потребленной холодной V = 18,0 (куб. м)

воды в течение месяца, исходя хв

из показаний приборов учета

тариф на холодную воду Т 10 (руб./куб. м)

количество потребителей в n = 3 (чел.)

продолжительность отсутствия h = 20 (час.)

холодного водоснабжения n

суммарно в течение 1 месяца

количество дней в месяце d = 30 (дн.)

В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к Правилам:

а) исполнитель обязан обеспечить бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года;

б) установлена допустимая продолжительность перерыва подачи

холодной воды (h ) 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца;

в) за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности перерыва подачи воды размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, — с учетом положений пункта 61 Правил.

1.1. Расчет размера снижения месячной платы за холодное водоснабжение при расчетах исходя из показаний приборов учета:

1) Расчет размера месячной платы за холодное водоснабжение исходя из показаний прибора учета (без снижения):

Р = Т x V = 10 x 18,0 = 180,0 (руб.);

2) Расчет превышения допустимой продолжительности перерыва подачи воды:

3) Расчет размера снижения месячной платы за холодное водоснабжение с учетом снижения за превышение предельно допустимого перерыва подачи холодной воды в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам:

4) Расчет размера месячной платы за холодное водоснабжение с учетом снижения за превышение предельно допустимого перерыва подачи холодной воды:

Р = Р — ДельтаР = 180,0 — 3,24 = 176,76 (руб.).

1.2. Расчет размера снижения ежемесячной платы за холодное водоснабжение при расчетах исходя из норматива потребления холодной воды:

1) Расчет количества суток непредоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения:

2) Расчет объема непредоставленной холодной воды в соответствии с пунктом 62 Правил:

ДельтаV = —- x n x d = —- x 3 x 0,83 = 0,6225 = 0,63 (куб.м);

3) Расчет стоимости непредоставленной коммунальной услуги холодного водоснабжения в соответствии с пунктом 61 Правил:

ДельтаР = Т x ДельтаV = 10 x 0,6225 = 6,23 (руб.);

4) Расчет размера ежемесячной платы за холодное водоснабжение, исходя из норматива потребления холодной воды с учетом снижения за непредоставленную коммунальную услугу холодного водоснабжения в соответствии с пунктом 61 Правил:

Р = Т x V — ДельтаР = Т x (—- x n x d ) —

хв-mN хв Nхв хв-n хв 1000 m

5) Расчет превышения допустимой продолжительности перерыва подачи воды:

6) Расчет размера снижения ежемесячной платы за холодное водоснабжение, исходя из норматива потребления холодной воды с учетом снижения за непредоставленную коммунальную услугу холодного водоснабжения в соответствии с пунктом 61 Правил и с учетом снижения за превышение предельно допустимого перерыва подачи холодной воды в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам:

7) Размер месячной платы за холодное водоснабжение с учетом снижения за превышение предельно допустимого перерыва подачи холодной воды в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам с учетом снижения за непредоставленную коммунальную услугу в соответствии с пунктом 61 Правил:

Р = Р — ДельтаР = 218,77 — 3,94 = 214,83 (руб.).

Пример 2. Изменение размера платы за горячее водоснабжение при снижении температуры горячей воды свыше допустимых отклонений при отсутствии приборов учета горячей воды .

Изменение размера платы за горячее водоснабжение при снижении температуры горячей воды свыше допустимых отклонений при наличии приборов учета горячей воды идентичен.

│ Параметры │ Значения │ Ед. изм. │

норматив потребления горячей N = 150 (л на 1 чел.

тариф на горячую воду Т = 40 (руб./куб. м)

количество потребителей n = 3 (чел.)

снижение температуры горячей Дельтаt =9 (град. C)

продолжительность снижения d = 7 (дн.)

температуры горячей воды n

количество дней в месяце d = 30 (дн.)

В соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к Правилам:

а) исполнитель обязан обеспечить температуру горячей воды в точке разбора:

не менее 60 град. C — для открытых систем централизованного теплоснабжения;

не менее 50 град. C — для закрытых систем централизованного теплоснабжения;

не более 75 град. C — для любых систем теплоснабжения;

б) установлено допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора:

в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов) не более чем на 5

в дневное время (с 6.00 до 23.00 часов) не более чем на 3

в) за каждые 3 град. C (Дельтаt ) снижения температуры свыше

допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за

каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой

продолжительности нарушения. Под размером платы необходимо

понимать размер ежемесячной платы за горячее водоснабжение, исходя

из норматива потребления горячей воды или показаний приборов

1) Расчет объема горячей воды, исходя из норматива потребления горячей воды (без снижения):

V = —- x n x d = —- x 3 x 30 = 13,5 куб. м;

2) Расчет размера ежемесячной платы за горячее водоснабжение, исходя из норматива потребления горячей воды (без снижения):

Р = Т x V = 40 x 13,5 = 540 (руб.);

3) Расчет превышения продолжительности отклонения температуры горячей воды в дневное время (17 часов — с 6.00 до 23.00 часов):

Дельтаh = d x 17 = 7 x 17 = 119 (час.);

4) Расчет превышения продолжительности отклонения температуры горячей воды в ночное время (7 часов — с 23.00 до 6.00 часов):

Дельтаh = d x 7 = 7 x 7 = 49 (час.);

5) Расчет отклонения температуры горячей воды в дневное время от допустимого отклонения температуры горячей воды в дневное время:

Дельтаt = Дельтаt — Дельтаt = 9 град. C — 3 град. C = 6 град. C;

6) Расчет доли снижения размера ежемесячной платы за горячее водоснабжение с учетом отношения отклонения температуры горячей воды в дневное время от допустимого отклонения температуры к единице градации (кратности) снижения температуры:

7) Расчет отклонения температуры горячей воды в ночное время:

8) Расчет доли снижения размера ежемесячной платы за горячее водоснабжение с учетом отношения отклонения температуры горячей воды в ночное время от допустимого отклонения температуры к единице градации (кратности) снижения температуры:

9) Расчет размера снижения ежемесячной платы за горячее водоснабжение, исходя из норматива потребления горячей воды:

= — x [(119 x 0,2) + (49 x 0,1)] =

= — x [23,8 + 4,9] = 154,98 (руб.);

10) Размер месячной платы за горячее водоснабжение с учетом снижения из-за отклонения температуры горячей воды свыше допустимых отклонений:

Пример 3. Изменение размера платы за отопление при снижении температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимых отклонений при расчетах исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление.

│ Параметры │ Значения │ Ед. изм. │

норматив потребления тепловой N = 0,0177 (Гкал/кв. м в мес.)

энергии на отопление ТЭ

тариф на тепловую энергию Т = 1078 (руб./Гкал)

общая площадь жилого S = 54 (кв. м)

температура воздуха в жилом t = 13 (град. C)

помещении, в котором отсутствуют n-о

продолжительность снижения d = 20 (дн.)

температуры воздуха в жилом n

количество дней в месяце d = 30 (дн.)

В соответствии с пунктом 15 приложения N 1 к Правилам:

а) исполнитель обязан обеспечить температуру воздуха:

в жилых помещениях — не ниже +18 град. C (в угловых комнатах — +20 град. C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) — 31 град. C и ниже — +20 (+22) град. C;

б) установлено допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более 3 град. C и допустимое превышение нормативной температуры — не более 4 град. C. В остальное время дня (с 5.00 до 0.00 часов) отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается;

в) за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается:

на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры;

на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры.

1) Расчет количества тепловой энергии, потребленной в жилом помещении, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление:

V = N x S = 0,0177 x 54 = 0,9558 (Гкал);

2) Расчет размера ежемесячной платы за отопление, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление (без снижения):

Р = Т x V = 1078 x 0,9558 = 1030,35 (руб.);

3) Расчет отклонения температуры воздуха в жилом помещении при температуре воздуха в квартире 13 град. C с 5.00 до 0.00 часов:

4) Расчет отклонения температуры воздуха в жилом помещении при температуре воздуха в квартире 13 град. C с 0.00 до 5.00 часов:

Примечание: величины отклонений температуры воздуха в жилом

помещении свыше допустимых отклонений с 5.00 до 0.00 часов

(Дельтаt ) и с 0.00 до 5.00 часов (Дельтаt )

рассчитываются отдельно для угловых комнат, неугловых комнат

и для других помещений, для которых должна быть обеспечена

специальная температура воздуха.

5) Расчет продолжительности отклонения температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимых отклонений с 5.00 до 0.00 часов (19 часов):

Дельтаh = d x 19 = 20 x 19 = 380 (час.);

6) Расчет продолжительности отклонения температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимых отклонений с 0.00 до 5.00 часов (5 часов):

Дельтаh = d x 5 = 20 x 5 = 100 (час.);

Примечание: продолжительности отклонений температуры воздуха в

жилом помещении свыше допустимых отклонений с 5.00 до 0.00 часов

(Дельтаh ) и с 0.00 до 5.00 часов (Дельтаh ) рассчитываются

суммарно за расчетный период для каждого значения отклонения

температуры воздуха в жилом помещении (например, Дельтаt =

1, 2, 3, 4 град. C и т.д.) отдельно для угловых и неугловых

комнат, для других помещений, для которых должна быть обеспечена

специальная температура воздуха.

7) Расчет снижения платы за коммунальную услугу отопления из-за отклонения температуры воздуха в жилом помещении с 5.00 до 0.00 часов:

8) Расчет снижения платы за коммунальную услугу отопления из-за отклонения температуры воздуха в жилом помещении с 0.00 до 5.00 часов:

9) Расчет снижения месячной платы за коммунальную услугу отопления из-за отклонения температуры воздуха в жилом помещении:

ДельтаР = ДельтаР + ДельтаР =

ТЭ-ntДН ТЭ-ntД ТЭ-ntН

= 1967,55 + 309,11 = 2276,66 (руб.);

Примечание: Размер снижения месячной платы за коммунальную услугу отопления из-за отклонения температуры воздуха в жилом помещении не может превышать ежемесячный размер платы за отопление, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление или из показаний приборов учета.

9) Расчет размера месячной платы за отопление с учетом снижения за непредоставленную коммунальную услугу отопления:

Конституционный суд РФ ввел ОДН по отоплению

Яростные споры между потребителями и управляющими организациями (УО), между потребителями и ресурсоснабжающими организациями (РСО), межу органами государственного надзора (ГЖН) и управляющими организациями, в том числе и судебные, о правильности начисления платежей за отопление в многоквартирных домах (МКД) продолжаются не один год.

Верховный и Конституционный суды РФ неоднократно рассматривали дела и принимали весомые для дальнейшей правоприменительной практики судебные акты по данному вопросу, в том числе и по конкретным делам и делам об оспаривании норм действующего законодательства.

В нашем блоге не так давно размещалось несколько статей по данной теме: статья о неначислении платежей за отопление при самостоятельном переходе собственников многоквартирных домов (МКД) на индивидуальное отопление, статья об оплате за отопления при отсутствии радиаторов отопления, статья о признании абзаца 3 пункта 42 (1) Правил 354 неконституционным.

И вот снова очередной спор, вернее, два спора по вопросу начисления за отопление рассмотрены Конституционным судом РФ (далее — КС РФ), в результате которого вынесено Постановление № 46-П/2018 от 20 декабря 2018 года «по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева», которым признан не соответствующим Конституции РФ абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года (далее — Правила 354).

В соответствии с абзацем вторым пункта 40 Правил 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В поданных жалобах потребители обжаловали приведенную норму из-за следующих причин: в квартире В.И. Леоновой, которая ранее являлась нежилым помещением, используемым в качестве магазина, и не была подключена к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного дома и внутридомовым инженерным системам отопления, установка такого источника произведена в 2002 году за счет ее средств на основании разрешения, выданного МУП «Служба единого заказчика» жилищно-коммунального хозяйства города Таганрога, и технических условий, предоставленных ОАО «Таганрогмежрайгаз», по проекту, выполненному НПП «Тагэкспертгаз».

В квартире Н.Я. Тимофеева работы по устройству автономного отопления произведены в 2005 году в соответствии с проектом, выполненным ОАО «Чувашсетьгаз», с учетом технических условий на проектирование газоснабжения, предоставленных филиалом «Канашмежрайгаз» ОАО «Чувашсетьгаз», а также технических условий на перевод жилого помещения на индивидуальное отопление, предоставленных администрацией города Канаш Чувашской Республики.

То есть, переустройство помещений собственников МКД произведено на законных основаниях согласно действующему на тот момент законодательству, до введения действующего Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), Правил 354 и Федерального Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении). Однако с введением данных нормативно-правовых актов (НПА) такой переход на автономное отопление даже при наличии разрешительной документации стал противоречить нормам закона.

Какое-то время после установки автономного отопления платежи за коммунальную услугу по отоплению потребителям не начислялись, однако соответствующие платежи стали начисляться В.И. Леоновой – с января 2017 года управляющей компанией, Н.Я. Тимофееву – с октября 2014 года ресурсоснабжающей организацией.

Оба потребителя подали иски о незаконности начислений и защите своих прав на основании Закона о защите прав потребителей (далее — Закон о ЗПП). В результате судебных разбирательств судами вынесены решения не в пользу потребителей, незаконность переустройства помещений которых была подтверждена в судебных актах. Также суды признали неправомерным неначисление платежей за отопления указанным гражданам. В.И. Леоновой отказали в иске о признании действий УО по начислению платежей за отопление незаконным, с Н.Я. Тимофеева была взыскана задолженность за отопление в пользу РСО за несколько лет.

Неудовлетворенные несправедливым, по их мнению, решением судов, потребители оспорили конституционность абз. 2 п. 40 Правил 354, в силу которой потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Конституционный суд РФ пришел к выводу о неконституционности оспариваемого абзаца второго пункта 40 Правил 354 на основании следующего:

на государстве в лице органов законодательной и исполнительной власти лежит обязанность обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для приобретения гражданами коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) в объеме, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, и надлежащего качества;

Конституция РФ возлагает на государство обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов, в том числе посредством их учета в сфере жилищно-коммунального хозяйства, . природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, . каждый обязан бережно относиться к природным богатствам;

нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами должно осуществляться с учетом необходимости соблюдения конституционного права граждан на жилище, охраны частной собственности, рационального использования природных ресурсов – должно основываться … принципах определенности, справедливости и соразмерности вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников данных отношений применительно, среди прочего, к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями помещений в МКД коммунального ресурса и взимаемой за него платы (Постановление от 10 июля 2018 года № 30-П, Определение от 10 октября 2017 года № 2256-О и др.);

при принятии . нормативных актов, . Правительство РФ не может действовать произвольно, – оно обязано руководствоваться фундаментальными принципами верховенства права, юридического равенства и справедливости, в силу которых ограничения имущественных прав потребителей коммунальных услуг обусловливаются защитой конституционно значимых ценностей, . осуществляемое правовое регулирование должно отвечать требованиям ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам правоотношений из содержания конкретных нормативных положений. ;

норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формулам, которые в качестве элемента расчета содержат общую площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД и количество тепловой энергии, необходимой для отопления такого дома в целом (пункты 3 и 18 приложения № 1), и тем самым позволяют исчислять единый норматив потребления данной коммунальной услуги без применения отдельного норматива ее потребления на общедомовые нужды;

специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, . обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению и тем самым – невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10 июля 2018 года № 30-П);

действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования;

такая правовая модель, будучи основанной на презумпции присоединения к внутридомовой системе отопления всех жилых помещений подключенного к централизованным сетям теплоснабжения МКД и, как следствие, на презумпции потребления поступающей в дом тепловой энергии для обогрева каждого жилого помещения, не учитывает возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых помещений, в которых в законном порядке установлен индивидуальный квартирный источник тепловой энергии – … при этом тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется;

одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы;

действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. . В настоящее время правовое регулирование . закрепляет основные требования к подключению к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии . при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения МКД, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения;

достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения в МКД предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха. и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима, . но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание по причине отключения. и т.п.).

установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД;

необходимость достижения конституционно одобряемых целей. предполагает такое правовое регулирование отношений, . которое учитывало бы при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению возможность установки собственниками и пользователями жилых помещений в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, индивидуальных квартирных источников тепловой энергии для отопления конкретного помещения и обеспечивало бы при установлении факта неиспользования этими лицами тепловой энергии, поступающей в МКД . для обогрева принадлежащих им жилых помещений – если нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюденысоразмерное снижение подлежащей внесению ими платы за коммунальную услугу по отоплению, имея в виду возложение на них лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.

В итоге КС РФ признал: «. Таким образом, абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1–3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении, с одной стороны, и, с другой – платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения подобного рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения».

Конституционный Суд РФ полагает необходимым установить следующий порядок и особенности исполнения настоящего Постановления:

Правительству РФ надлежит . незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений – при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, – лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.

До внесения в правовое регулирование надлежащих изменений – . собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения МКД, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.

Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Соответственно, КС РФ указал на необходимость пересмотра судебных решений в отношении заявителей с учетом признания неконституционности обжалуемой нормы закона. Кроме того, все вынесенные на основании неконституционной нормы решения судов также подлежат пересмотру, если кто-то из сторон заявит об этом в рамках своих дел. При пересмотре таких дел судам необходимо руководствоваться утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ методическими рекомендациями по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые будут (?!) приняты в кратчайшие сроки.

Насколько будут соблюдены указания Конституционного суда РФ о кратчайших сроках и незамедлительном внесении изменений в действующее законодательство РФ увидим в ближайшее время.

После вынесенного 10 июля 2018 года Конституционным судом РФ Постановления о неконституционности абзаца третьего пункта 42(1) Правил 354 только 28.12.2018 года Постановлением Правительства РФ № 1708 внесены изменения, в которых еще предстоит разобраться правоприменителям (вступают в силу с 01 января 2020 года). Хотя в указанном судебном акте и не применялись слова «незамедлительно» и «в кратчайшие сроки».

Насколько затянутся указанные в рассматриваемом Постановлении КС РФ эти «кратчайшие сроки» пока неизвестно. А до этого момента опять никому неясно, каким образом начислять ОДН по отоплению тем потребителям, которые перешли на индивидуальное отопление с соблюдением норм закона.

Было бы разумнее установить конкретные сроки для исполнения Постановления по вопросу внесения изменений в законодательство, но разве можно указывать столпам законодательной и исполнительной власти в нашей стране, даже Высшему суду страны…

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «Закрытую Ветку-2019». Оформить заявку можно по ссылке.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

»

Следующая
Услуги ЖКХЗакон о запрете передачи долгов по ЖКХ коллекторам

Это важно знать:  Срок хранения квитанций ЖКХ
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector