Объект и субъект собственности: разграничение

Собственность есть отношение между человеком или группой людей, с одной стороны, и предметами, вещами, объектами, с другой, проявляющееся в том, что человек, люди обладают вещами, присваивают вещи, отчуждают их от других людей, отсоединяют в свою пользу. Собственность – это принадлежность объектов определенным людям и возникающие в связи с этим отношения между людьми. Объекты собственности могут быть закреплены за их собственниками на века, но могут и менять собственников.

В отношениях собственности всегда присутствуют две стороны: субъект и объект собственности. Субъект собственности, или собственник, представляет активную сторону, активное начало отношений собственности. Это люди, лица, обладающие объектами собственности, владеющие ими, распоряжающиеся и пользующиеся ими.

Объект собственности — это пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, которые принадлежат целиком или частично собственнику. Объектом собственности является все то, чем обладает собственник, субъект собственности. К числу наиболее важных и распространенных объектов собственности относятся:

— земля, природные богатства, недвижимость в виде предметов, прикрепленных к земле, движимое имущество, денежные средства, духовные ценности, рабочая сила. Часто объект собственности называют просто собственностью.

Введя понятия субъекта и объекта собственности, мы получаем возможность определить собственность как отношения собственности, связывающие ее субъекты и объекты между собой.

Существует достаточно много видов субъектов собственности. Перечислим и охарактеризуем их.

Человек как личность — наиболее типичный субъект собственности. Он обладает, прежде всего, своим телом, способностями, своей рабочей силой.

Все эти объекты собственности принадлежат лично человеку. В то же время человеку может принадлежать и многое другое.

Семья — также распространенный субъект собственности. Все члены одной семьи совместно обладают семейным имуществом на равных или долевых началах.

Социальная группа, представляющая совокупность людей, добровольно объединившихся на основе общности интересов, целей, устремлений (общества, в том числе религиозные, фонды, партии, профсоюзы), обладающая имуществом, денежными средствами.

Группа людей, которых объединяет именно то, что они вместе являются общими собственниками одного объекта, например акционерной компании, фирмы, дома.

Трудовой коллектив — работники одного предприятия, соединенные общностью места работы, выступающие в роли единого коллективного собственника.

Народ страны выступает в целом как собственник определенных элементов, частей национального богатства страны, представляющих общенародное достояние.

Органы управления всех уровней, от руководителей, учреждений, государственных и общественных организаций до высших органов власти, правительства страны, выполняют функции собственников-распорядителей, обладающих правом и возможностями принимать решения об использовании, применении ряда объектов собственности.

Если собственностью распоряжаются государственные органы, принято считать, что субъект собственности — государство. В странах с федеративной системой в роли субъектов собственности выступают федерация и субъекты федерации — крупные регионы. Субъектами местной собственности следует считать муниципалитеты.

Значительное количество и разнообразие субъектов собственности — одна из причин осложнений, а порой и конфликтности возникающих между ними отношений собственности, так как один и тот же предмет, вещь могут оказаться объектом собственности нескольких субъектов.

Чтобы глубже усвоить состав и содержание многочисленных видов объектов собственности, выделим важнейшие из них.

Земля, земельные участки, площади, угодья один из самых распространенных объектов собственности, используемых различными субъектами, с одной стороны, в качестве площадок для размещения разнообразных строений, сооружений, коммуникаций и, с другой, для выращивания растений, содержания животных, а также добычи нужного человеку сырья.

Природные ресурсы образуют еще более многообразный объект собственности, охватывающий флору и фауну, полезные ископаемые, водные богатства в виде самой воды и содержащихся в ней веществ, воздушную среду.

Здания и сооружения социально-культурного назначения, включая и жилой фонд, представляют крупнейшие недвижимые объекты собственности в составе богатства, созданного людьми.

Основные производственные средства в виде сооружений, зданий, оборудования, машин, агрегатов, приборов, непосредственно участвующих в производстве, также образуют значительную часть имущественных объектов собственности.

Материально-имущественные ценности, находящиеся и используемые как в производственной сфере (материалы, сырье, энергия), так и в быту (предметы обихода, одежда, домашнее и иное имущество), — это весьма многообразные объекты собственности.

Деньги, валюта, ценные бумаги также представляют один из объектов собственности, характеризующийся, прежде всего тем, что ведущую роль в нем играет не материально-вещественное, а стоимостное начало, т. е. это собственность, воплощенная в денежной форме.

Драгоценности — золото, серебро, платина, алмазы — основной объект собственности, в котором одинаково важны и вещественная и стоимостная стороны.

Духовно-интеллектуальные, информационные ресурсы и продукты, будучи результатом мыслительной деятельности, представляют специфический объект собственности, в котором главная ценность сосредоточена и проявляется не в вещественном носителе, источнике, на котором зафиксирована или в котором содержится информация, а в содержании и качестве самой информации, в плодотворности заложенной идеи. Это объекты интеллектуальной собственности — творения науки, литературы, искусства, открытия, изобретения, проекты, данные, сведения.

Рабочая сила — способность людей к трудовой деятельности, потенциал труда, заложенный в человеке и представляющий объект его личной, индивидуальной собственности.

Существует различные формы собственности. Формой собственности называют ее вид, характеризуемый, прежде всего тем, кто является собственником. Форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту какой-либо одной, единой, общей природы, скажем, человеку, семье, группе, коллективу, населению. На первый взгляд кажется, что в соответствии с таким определением существует столько форм собственности, сколько есть в наличии субъектов собственности, т. е. следует различать по форме личную, семейную, групповую, коллективную, территориальную, народную, управленческую собственность. В действительности принято выделять более узкую совокупность форм собственности. Иногда формы собственности сводят вообще к двум видам:

Это важно знать:  Исковое заявление о признании права собственности отсутствующим и последствия

— частной и государственной, рассмотрим три формы собственности, которые, с одной стороны, получили широкое признание в науке, а с другой, относятся к числу самых распространенных.

Наряду с перечисленным делением форм собственности различают также собственность граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц).

Многообразие видов собственности: федеральная собственность, муниципальная собственность, смешанная собственность, индивидуально-частная собственность.

Теорема Р. Коуза

Доказательству влияния содержания и распределения прав собственности как на распределение ресурсов, так и на объем и условия обмена, на распределение и уровень дохода, на процессы ценообразования и внешние эффекты посвящена так называемая теорема Коуза. Эта теорема была сформулирована Р. Коузом в статье «Проблемы социальных издержек», опубликованной в 1960 г., и сейчас признана на Западе одним из наиболее важных достижений экономической мысли послевоенного периода.

Теорема Коуза посвящена проблеме экстернальных (внешних) эффектов, которые представляют собой побочные результаты любой деятельности, касающиеся не ее непосредственных участников, а третьих лиц, и которые могут быть как отрицательными (загрязнение воздуха), так и положительными (вакцинация от инфекционных заболеваний).

Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объемом, то есть имеет месте перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим:

MSB = МРВ + МЕВ, где MSB, (79)

— предельные общественные выгоды (marginal social benefit); МРВ — предельные частные выгоды (marginal private benefit); МЕВ — предельные внешние выгоды

Если при наличии положительного внешнего эффекта, экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объёме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Для разрешения конфликтов, вызываемых экстерналиями, была предложена необходимость государственного вмешательства и обоснован специальный налог на тех, кто порождает внешние эффекты.

Свои логические рассуждения Р. Коуз построил на вполне вероятном примере потравы посевов фермера скотом владельца соседнего ранчо. Если хозяин ранчо не несет по закону ответственности за производимую его стадом потраву, то, решая вопрос о поголовье скота, он не будет принимать во внимание причиняемый им ущерб (т.е., он не будет нести полные и «социальные издержки выращивания скота»). Но если государство потребует от хозяина ранчо уплаты налога, равного по величине нанесенным убыткам, то тогда у него появится стимул полностью учесть последствия своих действий.

В этом случае внешние эффекты превратятся для него во внутренние (интернальные).

Это дало основание Р. Коузу сделать вывод, что если права собственности ясно определены и предписаны, если люди согласны твердо придерживаться результатов добровольного обмена, то никаких внешних эффектов не возникает «Провалов рынка» нет, а значит, нет оснований для государственного вмешательства с целью его корректировки. Задача государства состоит в том, чтобы четко распределять и защищать права собственности рыночных агентов.

Этому выводу американский экономист Дж. Стиглер придал форму теоремы Р. Коуза, которая выглядит так: «В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны».

Из теоремы Р. Коуза следует несколько важных выводов:

Во-первых, что внешние эффекты носят не односторонний, а обоюдный характер. Фабричный дым наносит ущерб близлежащим фермам — это очевидно, поскольку промышленник навязывает дополнительные издержки фермерам без их согласия. Он получает благо за счет причинения ущерба другим, не имея на это права. Но, с другой стороны, запрет на выбросы оборачивается убытками для хозяина фабрики, а стало быть — для потребителей продукции. Поэтому с экономической точки зрения речь должна идти не о том, «кто виноват», а о том, как минимизировать величину совокупного ущерба. Иначе говоря, юридическую постановку вопроса о том, кем совершено действие, нельзя путать с экономической постановкой вопроса об экономической эффективности.

Во-вторых, теорема Коуза раскрыла экономический смысл прав собственности.

Четкое их распределение среди хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждого субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние эффекты превращаются во внутренние. Поэтому главная функция прав собственности состоит в том, чтобы давать стимулы для большей интернализации экстерналий. Внешние эффекты появляются там, где размыты права собственности (в частности, при использовании таких ресурсов, как вода, воздух и т.п.). Четкое их распределение ведет к исчезновению или минимизации внешних эффектов.

В-третьих, теорема Коуза сняла обвинение с рынка о его «провалах». По мнению Р. Коуза, ключевое значение для успешной работы рынка имеют трансакционные издержки (затраты по поиску информации о ценах, по подбору партнеров, заключению контрактов, контролю за их использованием, защите права собственности и т. п.). Если они малы, а права собственности четко определены, то рынок способен сам, без участия государства, устранять внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению. При этом не будет иметь значения, кто именно обладает правом собственности, скажем, фермеры на чистый воздух или хозяин фабрики на его загрязнение. Участник, способный извлечь из обладания правом большую выгоду, просто выкупит его у того, для кого оно представляет меньшую ценность. Для рынка важно не то, кто именно владеет данным ресурсом, а то, чтобы хоть кто-то владел им. Тогда появляется возможность для рыночных операций с этим ресурсом, для его передачи по цепочке рыночных обменов. Сам факт наличия прав собственности и четкого их разграничения важнее вопроса о наделении ими того, а не другого участника.

Это важно знать:  Признание права собственности на дом через суд

В-четвертых, даже тогда, когда трансакционные издержки велики и распределение прав собственности влияет на эффективность производства, государственное регулирование необязательно представляет наилучший выход из положения. Нужно еще доказать, что издержки государственного вмешательства будут меньше потерь, связанных с «провалами рынка». А это, по мнению Коуза, в высшей степени сомнительно.

Таким образом, своей теоремой Р. Коуз выявил сам механизм образования рынков: рынок заработает, как только будут разграничены права собственности и появится возможность для заключения сделок по обмену ими по взаимоприемлемым ценам. Р. Коуз ввел представление о собственности как о пучке прав, которые могут покупаться и продаваться на рынке. В процессе обмена права собственности начнут переходить к тем, для кого они представляют наибольшую ценность — производственную или непосредственно потребительскую. Они, следовательно, будут приобретаться, подразделяться, комбинироваться и перегруппировываться таким образом, чтобы их использование в хозяйственной деятельности обеспечивало максимальный экономический выигрыш. Но, как отмечает сам Р. Коуз, перераспределение прав будет происходить лишь в том случае, если издержки необходимых для этого трансакций меньше, чем возрастание ценности в результате такого перераспределения. Поэтому именно от трансакционных издержек зависит, как будут использоваться права собственности, какой (и насколько эффективной) будет структура производства. А это значит, что трансакционные издержки должны в обязательном порядке включаться в экономический анализ вообще и при исследовании внешних эффектов — в частности.

Объект и субъект собственности

«Собственность в обыденном понимании представлена своим внешним признаком – властью человека над вещью. Владеть вещью может только субъект – физическое или юридическое лицо, в том числе и государство, делегирующее свое право собственности представителям администрации» [1] (см. ст. 209 и 212 ГК РФ).

Следует различать понятия «субъект собственности» и «объект собственности».

В целом выделяют три основных группы субъектов [2] :

  • • Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти; города, муниципальные образования районов, населенные пункты в лице органов местного самоуправления;
  • • граждане (физические лица), объединения людей, семьи, народ, население, социальные группы, а также иностранные граждане;
  • • юридические лица – коммерческие и другие организации, в том числе иностранные.

Субъект частной собственности (собственник) экономически обособленное юридическое или физическое лицо, обладающее конкретным объектом (имуществом – капиталом, землей, правами и пр.) и имеющее соответствующие экономические интересы.

Для совершения сделок с объектами собственности граждане должны обладать гражданской право- и дееспособностью.

Под объектом собственности будем понимать любое имущество, разрешенное в собственность по закону.

Этот постулат подтверждается п. 1 ст. 213 ГК РФ [3] : «. Β собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом нс может принадлежать гражданам или юридическим лицам».

Любой объект собственности может служить источником дохода и объектом рыночной сделки, при этом объектом сделки становятся и права собственника, коль скоро сделка осуществляется с собственностью.

Реализуя экономические интересы, субъекты вступают в экономические отношения, в частности по поводу владения, пользования и распоряжения принадлежащими им объектами. Права всех собственников защищаются равным образом (и. 4 ст. 212 ГК РФ [4] ).

В отличие от субъектов, объекты собственности представляют собой пассивную сторону отношений собственности.

Отношения собственности. Бремя собственности

Отношения собственности – это система отношений между субъектами собственности по поводу присвоения и отчуждения объектов собственности, а также отношения по поводу формирования и развития объекта собственности.

Право собственности допускает как субъект-субъектные отношения (поскольку выражает абсолютное и исключительное (защищаемое) право по отношению к любой другой стороне-субъекту), так и субъект-объектные отношения, реализующиеся через правомочия владения (объектом), использования (объекта, а не конкурирующего субъекта) и распоряжения (объектом же, например, его продажа).

Субъект-субъектные отношения регламентируются ГК РФ и гражданским правом. Субъект-объектные отношения отражаются, в частности, в тех обязанностях, которые должен исполнять субъект собственности по отношению к объекту собственности, как то:

  • • бремя содержания и ответственность за риск порчи объекта;
  • • расходы по ремонту и охране имущества;
  • • своевременные выплаты имущественного налога;
  • • рациональное использование объекта в соответствии с одним из его целевых назначений;
  • • применение при его использовании природоохранных технологий;
  • • недопущение ухудшения экологии при использовании объекта и пр.

Бремя собственности, о котором впервые говорится в действующем законодательстве, – важнейшая черта отношений собственности.

Бремя содержания имущества и риск случайной гибели имущества полностью лежат на собственнике имущества, если иное не оговорено законом или договором.

В отношении собственности тесно переплетаются две важнейшие стороны: благо обладания имуществом и получения доходов от его использования и бремя несения связанных с этим расходов по содержанию, ремонту и охране своего имущества, по уплате налогов, а главное – принятие риска возможных потерь от неумелого или нерационального ведения дел, вплоть до возможного разорения. В этом смысле собственность действительно обязывает владельца быть компетентным организатором производства и расчетливым коммерсантом, а сочетание блага и бремени характеризует его положение как подлинного хозяина своего имущества. Ст. 210 и 211 ГК РФ говорят о том, что бремя содержания имущества, риск случайной гибели имущества – полностью лежат на собственнике имущества, если иное не оговорено законом или договором.

Это важно знать:  Признание права собственности за умершим

Как бремя содержания имущества, так и риск собственник может переложить на других лиц в соответствии с законом или договором.

Один из обобщающих признаков имущественных отношений – возможность их выражения в форме денежного эквивалента.

Объект и субъект собственности: разграничение

Частная собственность, субъектами которой выступают граждане и юридические лица, призвана обслуживать исключительно их интересы. Право частной собственности охраняется законом (ст.35 Конституции).

Государственная и муниципальная собственность призвана обеспечивать интересы больших групп людей: народа Российской Федерации в целом; населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации; лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. В этих случаях субъектами права собственности выступают соответственно Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность), субъект Российской Федерации (государственная собственность субъекта Российской Федерации), муниципальное образование (муниципальная собственность).

В ситуации, когда указанные субъекты вступают в отношения собственности, характеризующиеся равенством их участников, к ним применяются нормы гражданского законодательства, определяющие участие в них юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п.2 ст.124 ГК). Например, именно эти нормы должны применяться в случае возникновения гражданско-правового спора между Российской Федерацией и ее субъектом о принадлежности того или иного здания, предприятия, сооружения и т.п.

Разграничение объектов частной и государственной или муниципальной собственности.

На практике при разграничении объектов частной, государственной или муниципальной собственности помимо основной критерий — субъекта права собственности необходимо руководствоваться следующими дополнительными критериями:

а) земля и другие природные ресурсы, в отношении которых отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их к собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, предполагаются объектами государственной собственности (п.2 ст.214 ГК);

б) имущество, принадлежащее на праве собственности любому юридическому лицу, за исключением унитарного предприятия или государственного или муниципального учреждения, признается объектом частной собственности. Имущество, принадлежащее хо-зяйственному обществу (товариществу) даже со 100-процентным государственным или муниципальным участием, также является объектом частной собственности. Государству или муниципальному образованию в этом случае принадлежат на праве собственности лишь акции (вклады) такого предприятия;

в) предприятия, в учредительных документах которых не была предусмотрена ни одна из организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», единственными учредителями которых выступали органы государственного управления, территориальные межотраслевые объединения, государственные муниципальные предприятия и их объединения, являются государственными или муниципальными предприятиями и, значит, объектами государственной или муниципальной собственности (см. разъяснение ГКИ России от 12 мая 1992 г. № ДВ-2/2543):

г) имущество, собственником которого являлось государство, но которое на 25 августа 1991 г. фактически находилось во владении, пользовании или распоряжении КПСС и КП РСФСР, относится к объектам государственной собственности (Указ Президента РСФСР от 25 августа 1991 г. «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1992 г.);

е) имущество, переданное по Указу Президента Российской Федерации от 30 января 1992г. № 84 «О Российской академии сельскохозяйственных наук», относится к объектам государственной собственности с дополнительными полномочиями у Академии по распоряжению этим имуществом (информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 1993 г. № С-13/ОП-210).

Права всех собственников равны (ст.8 Конституции). Но в силу публичного характера государственной и муниципальной собственности, т.е. в интересах большинства людей, законом могут устанавливаться определенные ограничения права частной собственности по отношению к публичной:

а) могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности. Впредь до принятия соответствующего закона, действует перечень такого имущества, содержащийся в приложении № 1 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и в п.2.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284. Перечисленные в них объекты неотчуждаемы, а сделки, связанные с их отчуждением, ничтожны (ст.169 ГК);

б) могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а также особенности владения, пользования и распоряжения им. Например, только субъект государственной или муниципальной собственности вправе приобрести имущество (деньги) в виде налогов или иных обязательных платежей, только в государственную собственность может быть обращено имущество в порядке национализации (ст.235 ГК). Согласно Закону Российской Федерации от 20 мая 1993 г. «Об оружии», боевое оружие может производиться только государственными предприятиями.

»

Следующая
Раздел имуществаКто осуществляет управление федеральной собственностью

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector