Признание права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество

Юрист Умеренков Олег Николаевич

ВАС РФ: Нельзя признать объект недвижимости бесхозным, если владелец не зарегистрировал право собственности на него

2. Проблема реализации собственником недвижимого имущества права на государственную регистрацию за ним права собственности в случае принятия муниципальным органом такого имущества на учет как бесхозяйного >>>

3. Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ >>>

4. Оговорка о возможности пересмотра по новым обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу >>>

ООО Южуралтранс плюс» (далее — общество) 22 апреля 2011 г. обратилось в Управление Росреестра по Челябинской области (далее — управление) с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на административное знание. В обоснование своих требований общество указало, что приобрело спорное здание по договору купли-продажи от 01.12.2002 и с этого момента осуществляет в отношении него все правомочия собственника.

Несмотря на заявление общества, управлением было удовлетворено более позднее заявление муниципального образования от 03.06.2011 о принятии на учет спорного здания как бесхозяйного объекта недвижимого имущества с внесением в ЕГРП соответствующей записи.

Общество посчитало данные действия управления незаконными и обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании управления аннулировать в ЕГРП запись о принятии на учет здания.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, сочли действия управления по принятию на учет спорного здания в качестве бесхозяйного законными. Суд кассационной инстанции акты нижестоящих судов отменил, а заявленные обществом требования удовлетворил. При этом суд, в частности, исходил из того, что факт открытого владения обществом спорным объектом лицами, участвующими в деле, не оспаривался, а названный договор купли-продажи, на основании которого общество вступило во владение, незаключенным или недействительным не признан.

Следует отметить, что позиция суда кассационной инстанции в целом была воспринята Президиумом ВАС РФ, поэтому полностью в настоящем разделе не приводится.

При рассмотрении настоящего дела перед судами возник вопрос о возможности реализации обществом права на государственную регистрацию за ним права собственности на здание в случае признания этого объекта недвижимости бесхозяйным и постановки на учет в качестве такового.

2. Проблема реализации собственником недвижимого имущества права на государственную регистрацию за ним права собственности в случае принятия муниципальным органом такого имущества на учет как бесхозяйного

Обозначенная проблема связана с тем, что лицо, приобретшее объект недвижимого имущества, по тем или иным причинам в течение длительного времени не предоставляет регистрирующему органу правоустанавливающие документы (к примеру, договор купли-продажи) для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на объект.

Результатом такого бездействия владельца недвижимости является то, что объект может быть признан бесхозяйной вещью, то есть вещью, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности. Для этого органу местного самоуправления, на территории которого находится данный объект недвижимости, требуется представить регистрирующему органу заявление с приложенным комплектом документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным (п. 3 ст. 225 ГК РФ, п. п. 5, 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580).

Формально если из представленных документов следует, что данный объект не зарегистрирован в органе технического учета, сведения о нем отсутствуют в региональном и федеральном реестрах имущества, то регистрирующий орган принимает объект недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного. Однако в действительности может возникнуть ситуация, когда недвижимое имущество имеет собственника или законного владельца, хотя сведения о нем отсутствуют в публичных реестрах. Это порождает споры между собственниками недвижимого имущества, органами местного самоуправления и иными заинтересованными лицами.

Полагая, что постановка недвижимой вещи на учет как бесхозяйной препятствует реализации собственниками права на государственную регистрацию права собственности на эту вещь (ст. 551 ГК РФ), последние обращаются в суд за защитой нарушенного права. Если регистрирующий орган удовлетворяет требования собственников, органы местного самоуправления обращаются в суд с исками о признании незаконным отказа в государственной регистрации и принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимости.

Зачастую результат разрешения таких дел зависит от установления судом обстоятельств, являющихся основанием для признания недвижимого имущества бесхозяйным или подтверждающих отсутствие этих оснований.

В практике арбитражных судов в настоящий момент сложилось два противоположных подхода к разрешению данной категории споров.

Арбитражные суды, придерживающиеся первого подхода, обращают внимание на то, что не принятое на учет в ЕГРП недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— правопритязание на объект недвижимого имущества (факт подачи в арбитражный суд искового заявления о государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости);

— фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом (осуществление охраны, текущего ремонта, оплата тепло- электроэнергии, используемой в ходе эксплуатации объекта, сдача объекта в аренду);

— наличие у какого-либо лица правоустанавливающих документов на спорный объект недвижимости (договор купли-продажи, акт приема-передачи).

Таким образом, отсутствие сведений в реестрах муниципальной и федеральной собственности о правообладателе спорного недвижимого имущества, а также сведений о государственной регистрации права какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

Кроме того, суды указывают, что приобретение муниципальной собственности способом, предусмотренным ст. ст. 218, 225 ГК РФ, возможно лишь тогда, когда отсутствуют правопритязания на объект недвижимости, а также фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом. Судебная практика.

Это важно знать:  Документы для получения свидетельства о праве собственности

Приведенный подход арбитражных судов соответствует правовой позиции, изложенной Президиумом ВАС РФ в настоящем Постановлении.

Наличие правопритязаний лица в отношении спорного объекта недвижимого имущества при отсутствии регистрации права на это имущество не может являться основанием для отказа в принятии на учет спорного объекта в качестве бесхозяйного.

Учет спорного объекта в качестве бесхозяйного не влечет нарушения прав неизвестного собственника либо прав владельца в случае признания за ним права собственности на спорный объект недвижимости, а также не влечет изменений в фактическом владении лицом этим объектом.

Применительно к рассматриваемому спору коллегия судей ВАС РФ в Определении N ВАС-1150/13 указала на то, что надлежащих правоустанавливающих документов, свидетельствующих о праве собственности на здание каких-либо лиц, в том числе общества, регистрирующему органу и в материалы дела не предоставлено. Договор купли-продажи, на основании которого общество считает себя собственником здания, оценивался в рамках другого дела, где обществу было отказано в государственной регистрации перехода права собственности на спорное здание.

Сходная позиция по изложенному вопросу ранее встречалась в практике арбитражных судов. Судебная практика.

3. Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Президиум ВАС РФ постановление суда кассационной инстанции оставил без изменения, а заявление управления без удовлетворения. При этом Президиум ВАС РФ сформулировал следующие правовые позиции.

3.1. Правовая позиция Президиума ВАС РФ: если у лица, приобретшего недвижимое имущество, или иного лица отсутствует зарегистрированное право собственности на этот объект, то само по себе это не может являться основанием для признания такого объекта бесхозяйным.

Комментарий: Отсутствие оснований для признания недвижимого имущества бесхозяйным может быть подтверждено обстоятельствами, свидетельствующими о наличии условий, при которых недвижимое имущество может быть приобретено законным владельцем либо иным лицом в собственность в силу приобретательной давности. К указанным обстоятельствам относятся:

— нахождение недвижимого имущества в открытом и непрерывном владении лица, приобретшего его на основании договора купли-продажи;

— осуществление лицом в отношении недвижимого имущества всех правомочий собственника (к примеру, сдача имущества в аренду);

— предоставление суду действительных правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, на основании которых лицо вступило во владение.

Таким образом, действия регистрирующего органа по принятию на учет данного имущества в качестве бесхозяйного не соответствуют закону и нарушают права и интересы лица, приобретшего это имущество.

3.2. Правовая позиция Президиума ВАС РФ: к обстоятельствам, подтверждающим отсутствие оснований для признания недвижимого имущества бесхозяйным, также относится наличие правопритязаний лица на объект недвижимости.

Комментарий: Названо еще одно обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии оснований для признания недвижимого имущества бесхозяйным. Президиум ВАС РФ указал, что наличие правопритязаний лица на объект недвижимости может выражаться в подаче:

— заявления в регистрирующий орган о государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект;

— искового заявления в суд о понуждении к государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект в порядке ст. 551 ГК РФ.

4. Оговорка о возможности пересмотра по новым обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу

В рассматриваемом Постановлении Президиум ВАС РФ указал, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со сходными фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, которое расходится с толкованием, содержащимся в рассматриваемом Постановлении, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

В силу п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам» это указывает на придание данной правовой позиции Президиума ВАС РФ обратной силы.

В связи с этим рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ является основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.

Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов

Проблемы с бесхозяйным имуществом обычно возникают из-за того, что местные власти не налаживают работу с ним: не ставят объекты на учет и не занимаются их содержанием. Во многом это объясняется тем, что не все обязанности органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов прямо указаны в законах. Чиновники рассуждают так: пока имущество не муниципальное, мы за него не отвечаем. Может возникнуть и обратная ситуация: муниципалитет пытается получить в собственность имущество, у которого уже есть владелец. Дело заканчивается судом, который местные власти проигрывают. Эта статья поможет вам не тратить время на бесполезные споры о бесхозяйном имуществе и минимизировать возможные убытки.

Когда имущество нельзя признать бесхозяйным

Отсутствие государственной регистрации права собственности еще не означает, что недвижимость можно признать бесхозяйной

Вещь считается бесхозяйной, если:

  • она не имеет собственника;
  • ее собственник неизвестен;
  • собственник отказался от прав на нее.

Бесхозяйная вещь может быть возвращена во владение прежнего собственника либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. С требованием о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности владелец вправе обратиться в суд независимо от того, признано имущество бесхозяйным или муниципальным в суде (п. 19 постановления Пленума Верховного cуда № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010).

Имущество, которым фактически владеет лицо, исполняющее полномочия собственника, также нельзя признать бесхозяйным.

ПРИМЕР 1. Компания обратилась в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, которое использовала. Чуть позже муниципалитет обратился с заявлением о постановке этого здания на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Управление Росреестра поставило здание на учет в качестве бесхозяйной вещи. Компания посчитала действия управления незаконными, обжаловала их в суде и потребовала признать за собой право собственности на спорный объект.

Что будет, если не поставить бесхозяйное имущество на учет

Рекомендация: Готовые образцы документов для работы с бесхозяйным имуществом прикреплены ниже

Бесхозяйное недвижимое имущество подлежит учету в Росреестре. Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 № 931. Подать заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет должен орган местного самоуправления. Когда Росреестр получит заявление, он обязан в течение 15 рабочих дней принять решение по объекту: поставить его на учет или отказать муниципалитету. Если в ЕГРН нет сведений об объекте недвижимости, Росреестр примет его на учет в качестве бесхозяйного имущества и одновременно поставит на кадастровый учет. Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п. 3 ст. 225 ГК).

Это важно знать:  Положение о структурном подразделении детского сада

Если орган местного самоуправления своевременно не поставит имущество на учет в качестве бесхозяйного, эту обязанность на муниципалитет могут возложить принудительно.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд и потребовал признать незаконным бездействие администрации сельского поселения. Орган местного самоуправления должен был поставить на учет бесхозяйную скважину и принять меры по профилактике чрезвычайных ситуаций, связанных с нахождением скважины на территории муниципального образования, но не сделал этого.

Суд удовлетворил заявленные требования прокурора. Подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного может только орган местного самоуправления (ст. 225 ГК). Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает орган местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Суд возложил на муниципалитет обязанность обратиться в Росреестр с заявлением о постановке спорной скважины на учет в качестве бесхозяйного имущества и принять меры по содержанию бесхозяйного имущества в безопасном состоянии (решение Новгородского районного суда от 07.06.2012 по делу № 2–1239/2012).

Кто отвечает за содержание бесхозяйного имущества

Если нет доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам, ответственность за их содержание несет муниципалитет

По общему правилу ответственность за содержание имущества несет его собственник (ст. 210 ГК). Закон напрямую не предусматривает обязанность муниципального образования содержать бесхозяйное имущество или имущество, которое еще не признали бесхозяйным. Однако такая обязанность муниципалитета вытекает из общих положений гражданского законодательства, в том числе статьи 225 ГК.

ПРИМЕР 3. Управляющая компания обратилась в суд, чтобы взыскать с муниципалитета расходы на ремонт бесхозяйных сетей. Чиновники с заявленными требованиями не согласились. Спорные сети не поставлены на учет в качестве бесхозяйных, поэтому муниципалитет не обязан финансировать их содержание.

Орган местной власти обязан не только компенсировать расходы на ремонт бесхозяйного имущества, но и возместить стоимость ресурсов, которые потребляют эти объекты.

ПРИМЕР 4. Энергоснабжающая организация выявила потребление электроэнергии скважинами, расположенными на территории сельского по- селения. Она потребовала, чтобы орган местной власти погасил задолженность по оплате электроэнергии. Но администрация поселения возразила: водоколонки скважин бесхозяйные и не входят в состав муниципального имущества.

Кто возместит убытки, причиненные бесхозяйным имуществом

Вред личности или имуществу должен полностью возместить тот, кто его причинил (ст. 1064 ГК). Если вред возник из-за ненадлежащего содержания имущества, его должен возместить владелец имущества.

Собственники обязаны содержать имущество в исправном и безопасном состоянии (ст. 210 ГК). Аналогичная обязанность для муниципалитетов в отношении бесхозяйных объектов в ГК напрямую не прописана. Однако она вытекает из статуса органа местной власти как единственного лица, имеющего право ставить объект на учет в качестве бесхозяйного, и возможности оформить на него право муниципальной собственности. Поэтому ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества, может быть возложена на органы местного самоуправления. Находятся эти объекты во владении муниципалитета или нет, значения не имеет.

Если вы сдали землю в аренду, не пытайтесь возложить ответственность за бесхозяйное имущество на этом участке на арендатора. Он отвечает перед арендодателем только за содержание арендованного имущества. Ответственность перед третьими лицами за содержание бесхозяйного имущества несет муниципалитет.

ПРИМЕР 5. В результате пожара был уничтожен жилой дом. Возгорание произошло в результате перехода пламени с бесхозяйных деревянных строений (сараев). Владелец дома потребовал, чтобы ущерб возместила администрация муниципального образования. Истец утверждал, что муниципалитет не исполнил свою обязанность по содержанию подведомственной территории и бесхозяйного имущества.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, так как участок был передан в аренду частной компании. По договору она должна была благоустроить территорию и не допускать ухудшения качественных характеристик арендуемого земельного участка и экологической обстановки местности. Поэтому суд апелляционной инстанции сделал вывод, что за соблюдение требований пожарной безопасности отвечает арендатор.

Верховный суд с позицией нижестоящих судов не согласился. Высший су- дебный орган указал, что в силу статьи 308 ГК обязательство не создает каких-либо прав и обязанностей для лиц, не участвующих в этом обязательстве. Поэтому за находящееся на переданном в аренду участке бесхозяйное имущество перед третьими лицами должен отвечать собственник земли, то есть муниципалитет. Он же отвечает и за надлежащее содер- жание участка (определение ВС от 20.11.2018 № 5-КГ18-227).

Выводы и рекомендации

Поддерживайте в безопасном состоянии бесхозяйное имущество, даже если оно находится на земле, которую вы сдали в аренду

1. Бесхозяйное имущество подлежит постановке на учет в Росреестре. Подайте туда соответствующее заявление. Если вы не поставите имущество на учет добровольно, эта обязанность может быть возложена на муниципалитет в судебном порядке.

2. Орган местного самоуправления должен поддерживать бесхозяйное имущество в надлежащем состоянии. Ремонт оплачивайте из средств местного бюджета. Исполняйте эту обязанность независимо от того, подавали ли вы заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет. Судьи заставляют муниципальных чиновников заниматься содержанием имущества, если те не делают этого в добровольном порядке.

3. Поддерживайте бесхозяйное имущество в безопасном состоянии. Это касается и тех случаев, когда объекты перешли в фактическое владение третьего лица (например, арендатора). Если в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества причинен вред третьим лицам, его должен возместить муниципалитет за счет средств местного бюджета.

Порядок признания права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество

Когда у недвижимого объекта нет законного хозяина (владельца), то он признается в качестве бесхозяйного. Данное положение сформулировано на основании текста Гражданского Закона (скачать ГК можно по ссылке). В качестве бесхозяйного имущества не могут выступать участки земли и какие-либо природные ресурсы. В соответствии с положениями законодательства, подобные земли и ресурсы автоматически признаются собственностью государства.

Иными словами, под определение «бесхозяйное» имущество попадают жилые и нежилые объекты недвижимости. Например, квартира, дом, гараж, сарай, складское помещение и иное. Чтобы заявить свои права на такое имущество, необходимо выдать определенное время, а затем выполнить ряд действий. Что именно понадобится сделать, чтобы признать бесхозяйную недвижимость своей собственностью — будет описано в статье.

Это важно знать:  Компенсация собственнику за аварийное или ветхое жилье

Урегулирование вопроса в досудебном порядке

Оформить права собственности на бесхозяйное имущество невозможно в досудебном порядке. Законом предусмотрено обязательное обращение в судебное учреждение. Данные меры предусмотрены в связи с тем, что на рассматриваемый объект отсутствуют какие-либо бумаги правоустанавливающего характера, поэтому вне суда зарегистрировать права собственности невозможно.

Заявить о своих правах на никому не принадлежащий недвижимый объект возможно при выполнении следующих этапов:

  • до подачи обращения в судебное учреждение рекомендуется получить консультацию у юридического специалиста;
  • собрать определенный перечень актов, а также написать исковое заявление о признании прав собственности на бесхозяйную недвижимость;
  • заручиться свидетельскими показаниями, которые будут оглашены в судебном учреждении в пользу заявителя;
  • внести сумму обязательной госпошлины;
  • подать акты на рассмотрение в суд.

Если перечень документации соответствует заявленным требованиям от работников суда и исковое заявление составлено грамотно, без помарок, то прошение будет принято к рассмотрению.

Как оформить право собственности на бесхозяйное имущество через суд?

Когда недвижимость является по закону бесхозяйной, то специализированные государственные органы ставят ее на учет. Когда имущество числится на учете период более года, то некоторые лица вправе заявлять свои права на владения. До истечения годовалого периода подавать прошение о признании прав собственности недопустимо по законодательным нормам.

Подать исковое прошение о признании прав владения может следующая категория:

  • компетентные представители муниципальной организации. У них в прошении будет указано о признании их муниципальными владельцами в отношении рассматриваемого бесхозяйного объекта недвижимости;
  • граждане России. Они вправе подать прошение о признании прав собственности, если данным жилым или нежилым помещением они пользовались длительное время. Установленный законодательством минимальный период пользования составляет 15 лет.

Основания для подачи иска и признании права собственности на бесхозяйное имущество:

  • кто владеет бесхозяйным имуществом неизвестно ни покупателю недвижимости, ни судебному учреждению;
  • персона, претендующая на оформление прав собственности на имущественный объект, не владеет сведениями о его владельце.

Если установленные законом основания отсутствуют, то судья не примет от истца бумаги на рассмотрение дела о бесхозяйном имуществе.

Образец иска

Заявление в судебную инстанцию составляется истцом. В бланке не должно быть ошибок, исправлений и помарок. Указывать следует только правдивые сведения, так как вся указанная информация проверяется на достоверность уполномоченными работниками настоящего государственного органа. Заявление о признании прав собственности на бесхозяйное имущество в виде жилой или нежилой недвижимости составляется в соответствии с требованиями ГПК России.

Содержание искового заявления о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество состоит из следующих пунктов:

  • название государственного судебного органа, который уполномочен вести разбирательства по делу о бесхозяйных недвижимых объектах;
  • сведения о заявителе:
    • если физ. лицо, то пишется имя, отчество, фамилия, адрес проживания, дата рождения и данные удостоверения личности;
    • если истец — юридическое лицо, то указывается название компании и сведения об уполномоченном лице представлять данную фирму.
  • стоимость искового обращения;
  • описание ситуации, в связи с которой рассматриваемая недвижимость стала считаться бесхозяйной. Например, предыдущие собственники жилого дома умерли, а наследников нет и никто не заявлял права на владение жильем;
  • прошение, выставляемое суду — предоставить истцу права пользования данным жильем;
  • детальное описание бесхозяйного недвижимого имущества;
  • список актов, прилагаемых к письму;
  • роспись истца и дата оформления искового заявления.

Скачать образец искового прошения о признании прав собственности на бесхозяйное имущество.

Важно! Разбирательства о признании прав на владение бесхозяйным имуществом рассматриваются только в Районном суде. Поэтому иск и заявление следует подавать в данное учреждение.

Пакет необходимых документов

Компетентными сотрудниками судебного органа принимаются заявления на рассмотрение только в сопровождении определенного пакета актов. Заявителю требуется собрать следующий список документов, прилагаемых к иску о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество:

  • паспорт истца;
  • бумаги, заполненные специальной комиссией, которая проводила осмотр бесхозяйной недвижимости;
  • квитанция об уплаченной пошлине за подачу иска;
  • акт, взятый из ЕГРП;
  • доказательная база;
  • акты, свидетельствующие о права владения предыдущих хозяев строения.

Важно! Весь перечень указанных актов в суд требуется предоставлять в нескольких копиях. Количество экземпляров должно соответствовать количеству человек, принимающих участие в судебном разбирательстве.

Размер госпошлины и срок исковой давности

Сумма государственной пошлины определяется в зависимости от индивидуальностей поданного иска. Рассчитывается размер в соответствии с текстом Налогового закона России. Настоящим законодательным актом установлены следующие ценовые категории государственной пошлины:

  • когда цена искового обращения составляет до 20 тысяч рублей, то размер пошлины составляет 4 процента от всей стоимости. Но полученная сумма не должна быть менее 400 рублей;
  • в случае, если цена иска доходит до 200 тысяч, то сумма пошлины государству составляет 3200 рублей плюс 2 процента;

Уплаченная госпошлина возврату не подлежит, поэтому перед тем, как ее оплатить, следует помнить о сроке давности. В большинстве случаев, законодательством предусматривается срок — три года. Но при рассмотрении иска о бесхозяйном имуществе он составляет один год.

Оспаривание судебного постановления

Процедура рассмотрения иска о признании прав собственности на бесхозяйное недвижимое имущество производится в течение двух — трех месяцев. По прошествии данного периода, судья принимает решение. Оно оглашается на последнем слушании. Официальное вступление в действие судейского вердикта происходит через 10 дней после его вынесения.

Согласно нормам закона, обжаловать решение суда по делу о признании права собственности на бесхозяйное имущество возможно в данный десятидневный период. Для обжалования, необходимо составить новое исковое заявление, в котором указать причины не согласия с вынесенным постановлением. По общим правилам, обжаловать решение Районного суда возможно в высшей государственной инстанции. Поэтому исковое прошение подается в Арбитражный судебный орган.

»

Следующая
Раздел имуществаПереход права собственности по брачному договору

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector