Субъекты права государственной и муниципальной собственности
В российском гражданском законодательстве действует правило о множественности субъектов государственной собственности.
Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами (предприятиями и учреждениями) на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это «распределенное» государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника — государства. Этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами (если речь не идет о казенных предприятиях и учреждениях, где возможна дополнительная ответственность государства по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответственность по долгам государства).
Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет государственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования. ГК понимает под казной «нераспределенное» государственное имущество, которое может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам.
Для земли и природных ресурсов установлен особый режим. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностьюявляются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ). Гражданский и Земельный кодексы РФ закрепляют презумпцию права государственной собственности на землю (и на другие природные ресурсы тоже). Это означает, что земля в пределах территории РФ не может юридически оказаться бесхозяйной, даже если она совсем не используется и заброшена. Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность,т. е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность субъектов Российской Федерации— республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
К федеральной собственностиотносятся земельные участки:
• занятые объектами недвижимости, находящимися в собственности РФ;
• предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческиским организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
• иные предусмотренные федеральными законами земли и земельные участки.
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и не изъятые из оборота, в установленном порядке предоставляются гражданам и юридическим лицам:
• в собственность (через процедуру торгов или в ходе приватизации);
• в аренду (долгосрочную и краткосрочную, через процедуру торгов или при переоформлении фактического землепользования);
• в постоянное (бессрочное) пользование (по решению уполномоченного органа);
• в безвозмездное срочное пользование на срок не более года (по решению уполномоченного органа).
Собственность может быть общей,т. е. принадлежащей не одному лицу, а двум или нескольким. Общая собственность подразделяется на долевую и совместную. Долевая собственностьпринадлежит нескольким лицам независимо от формы собственности, которую каждый из них представляет (государственную, частную, муниципальную). Совместная собственность возможна только между гражданами. Для общей собственности характерно то, что распоряжаться общим имуществом собственники могут только по соглашению всех участников.
Кроме права собственности закон (ст. 216 ГК РФ) определяет вещные права лиц, не являющихся собственниками имущества:
• право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
• право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
• право хозяйственного ведения имуществом;
• право оперативного управления имуществом.
• Сервитут— это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости (зданием, помещением, земельным участком). Собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а также собственника другого объекта недвижимости предоставления сервитута. Чаще всего устанавливается сервитут для обеспечения нужд, связанных с использованием земельного участка-для прохода, проезда, прогона скота, водоснабжения, прокладки линий электропередач и т. п. Сервитут может быть временным (установлен на определенный срок) и постоянным. Кроме того, сервитуты могут быть частными и публичными. Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон. В отличие от него публичный сервитут устанавливается законом или нормативным правовым актом, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.
• Использование земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользованиявозможно только узким кругом лиц, перечень которых установлен ст. 20 ЗК РФ. Это государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия (с 21.01.2007 г. — казенные предприятия), органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако если это право возникло у граждан до введения нового ЗК в действие, оно сохраняется до момента, пока гражданин не переоформит свое право на предусмотренное действующим законодательством (чаще всего право собственности).
• Правом хозяйственного ведениянаделяются государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113,294 ГК РФ), а также профсоюзные организации и их объединения (ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профсоюзных организациях, их правах и гарантиях деятельности») в отношении любого имущества, кроме земельных участков.Сделки с недвижимым имуществом такого юридического лица (продажа, мена, сдача в аренду, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т. д.) возможны только с согласия собственника имущества. Предоставление земельных участков на праве хозяйственного ведения действующим земельным законодательством не предусмотрено. Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, получают земельные участки в аренду. Многие такие предприятия используют земельные участки также на праве постоянного (бессрочного) пользования, так как не все до настоящего времени переоформили права на землю в соответствии с требованием ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Таким образом, земельные участки, на которых расположены предприятия, наделенные имуществом на праве хозяйственного ведения, относятся к государственной собственности (федеральной или субъектов Российской Федерации).
• Правом оперативного управлениянаделяются казенные предприятия и финансируемые собственником учреждения на имущество (кроме земельных участков). Казенные предприятия создаются на основе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Учреждения могут создаваться не только на основе государственного и муниципального имущества, но и на основе имущества, относящегося к частной собственности. Сделки с движимым и недвижимым имуществом казенного предприятия подлежат согласованию с собственником имущества. Учреждение не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом даже при наличии согласия на это собственника. Казенным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования, иным учреждениям — на других предусмотренных ЗК правах (вид права в данной ситуации зависит, во-первых, от вида права на землю собственника учреждения, а во-вторых, от желания собственника).
Вопрос 76. Право государственной и муниципальной собственности: субъекты, объекты, порядок осуществления
Право государственной собственности— это совокупность норм, устанавливающих общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению имуществом, принадлежащим обществу в лице государства.
Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ).
Субъекты государственной собственности: Российской Федерации, республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа (субъекты РФ).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на правах оперативного управления и хозяйственного ведения.
Следует отметить, что государственной казной России, казной республики в составе РФ, казной края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа служат не закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество.
К федеральной собственности относятся:
1. объекты, составляющие основу национального богатства страны:
· ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны России;
· охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);
2. объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации;
3. объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:
· государственная казна (средства республиканского бюджета, Пенсионного фонда, фонда социального страхования и других внебюджетных фондов, Центрального банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды);
· имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, внутренних дел и других учреждений;
· высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевые академии наук;
· предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраной окружающей природной среды и природных ресурсов;
· предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений; предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии;, машиноиспытательные станции и полигоны;
· государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение;
4. объекты оборонного производства:
· все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, обслуживающие предприятия и объекты;
· защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления;
5. объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период;
6. объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:
· предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья;
· предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации;
· предприятия и объекты электроэнергетики;
· федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации;
· предприятия связи, телевизионные и радиопередающие средства;
· государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории, сортоиспытательные станции, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных рыб;
· предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов;
· предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.
Муниципальная собственность — это имущество, которое принадлежит на праве собственности городским, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям.
От имени муниципального образования как собственника муниципального имущества выступают органы местного самоуправления. Осуществление правомочий собственника в отношении муниципального имущества органами государственной власти и должностными лицами не допускается.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Муниципальная казна соответствующего городского, сельского поселений или другого муниципального образований — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями:
Имущество, которое переходит из государственной собственности в муниципальную:
· жилищный и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации;
· жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;
· объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
· другие объекты, находящиеся в оперативном управлении органов местной администрации;
· предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
· оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;
· учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта;
· предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства РФ;
· предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети).
Все муниципальное имущество регистрируется в установленном законом порядке в реестре муниципальной собственности.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
93.88.74.71 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
2.Субъекты права государственной и муниципальной собственности.
Субъекты права государственной и муниципальной собственности. Субъектами государственной собственности являются государство (Российская Федерация в целом), а также государственные образования — субъекты РФ, к которым относятся республики, края, области, автономные округа, автономная область, а также города федерального значения. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта регулируются специальным федеральным конституционным законом (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»*(224)).
Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения*(225)). Все муниципальные образования регистрируются в государственном реестре муниципальных образований*(226).
Основы разграничения полномочий указанных субъектов в сфере управления принадлежащей им собственностью установлены в Конституции РФ. В частности, федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. «д» ст. 71 Конституции РФ). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также разграничения государственной собственности (пп. «в» и «г» ст. 72 Конституции РФ). Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения ее субъекты обладают всей полнотой государственной власти; в частности, в их ведении — государственная собственность субъектов РФ и управление ею (ст. 73 Конституции РФ). Муниципальная собственность, а также владение, пользование и распоряжение ею находятся в ведении муниципальных образований (ч. 1 ст. 130, ст. 132 Конституции РФ).
3.Содержание права государственной и муниципальной собственности.
В содержание права государственной собственности отдельными учеными включались как самостоятельные правомочия — управление и контроль.
По мнению С.М. Корнеева, управление не образует самостоятельного правомочия, а представляет собой синтез распоряжения и пользования, а владение включает в себя учет имущества, установление правил его хранения и осуществление государственного контроля за его использованием.
На разносторонний характер содержания права собственности указывал и В.П. Мозолин, предложивший новый вариант концепции разделенной государственной собственности. С его точки зрения «юридические правомочия собственника… подходят лишь для раскрытия содержания права хозрасчетной собственности (т. е. прав предприятия — И.А.). В отношении же права общегосударственной собственности они не всегда применимы. Основным правомочием в этом случае служит правомочие административно-организационного характера, направленное на обеспечение эффективного использования государственной собственности в интересах социалистического общества». Им охватываются «действия по созданию благоприятных условий хозяйствования. и осуществлению контроля».
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Практика строительства органов местного самоуправления идет по пути разграничения правомочий собственности от правомочия по управлению и даже «распоряжению» объектами муниципальной собственности. Права собственности подавляющее большинство уставов муниципальных образований закрепляет за муниципальными образованиями, а вот полномочия по управлению и распоряжению предоставляются главам администрации, администрациям муниципальных образований, их структурным подразделениям.
Публичный характер субъективного права муниципальной собственности предопределяет его субъектную неопределенность. Муниципальное образование в гражданском обороте составляет некий «идеальный субъект», никогда не появляющийся перед своим контрагентом «лично».
Реализация субъективного права муниципальной собственности таким образом возможна только теми способами, которые дают нам образ субъекта этого права. Критериями, позволяющими определить присутствие такого «образа» в отношениях гражданского оборота, выступают имя и интерес.
От имени и в интересах муниципального образования действуют органы местного самоуправления (представительные и исполнительные), реализуя правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Однако реализация этих правомочий осуществляется ими не обязательно и не главным образом в гражданско-правовых формах, каковыми служат разнообразные сделки, но в специфических формах управления и контроля. Эти способы принято называть непосредственным осуществлением права муниципальной собственности.
Непосредственная хозяйственная деятельность — производство и реализация товаров, сбыт и снабжение, оказание иных услуг — не дело государства либо органов местного самоуправления. Органы власти заниматься хозяйственной деятельностью не должны. Властная государственная деятельность и коммерческая работа по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при добросовестном отношении к делу и отсутствии заведомых злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них, о чем свидетельствует опыт распространенного в прежней административно-командной системе так называемого управления на хозрасчете (учреждения Госснаба и им подобные). Такое совмещение если не прямо поощряет, то во всяком случае создает благоприятные условия для злоупотреблений властью.
Отсюда следуют два вывода: 1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий и 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо деятельность, направленную на извлечение дохода или иной выгоды. Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-I запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
К непосредственным способам осуществления права муниципальной собственности относятся формы прямой демократии. В случаях, предусмотренных законом и уставами муниципальных образований, правомочия собственника осуществляется населением непосредственно.
»
Следующая