+7 (499) 110-92-57  Москва

+7 (812) 490-75-26  Санкт-Петербург

8 (800) 222-78-21  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Государственный акт на право собственности на землю

В этой статье речь пойдет о государственном акте о праве собственности на земельный участок, о его эволюции, начиная с 1992г. по 2012 г. включительно. В течение указанного периода также выдавался госакт о праве постоянного пользования земельным участком, однако такой акт обычно получали только определенные категории учреждений и организаций. Мы вас познакомим с историей госакта, которым удостоверялось именно право частной собственности на земельный участок.

Как эволюционировал государственный акт о праве частной собственности на земельный участок в Украине?

Государственный акт в период 1992-2001 гг.

Помимо отсутствия информации о кадастровом номере, розовые акты могли содержать данные о нескольких земельных участках с различными целевыми назначениями. Например, для ведения личного крестьянского хозяйства, а также для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок). Это вызывало определенные неудобства в случае, когда владелец намеревался передать (продать, подарить) один из участков другому лицу.

Если Ваш государственный акт на земельный участок розового цвета без кадастрового номера, то для переоформления земельного участка на другое лицо должна быть выполнена кадастровая съемка и разработана техническая документация по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности). На основании разработанной технической документации государственный кадастровый регистратор вносит земельный участок в государственный земельный кадастр и осуществляет присвоение кадастрового номера земельному участку. Выполнение указанных выше действий подтверждает выданная кадастровым регистратором выписка из Государственного земельного кадастра.

Государственный акт в период 2002-2008 гг.

Принятие новой редакции Земельного кодекса Украины в 2001 году обусловило необходимость принятия новых законов, которые были логическим продолжением положений Земельного кодекса, а также приведения подзаконных актов в соответствие с положениями последнего. В связи с этим в 2002 году была утверждена новая форма госакта зеленого цвета.

В новом госакте уже нельзя было указывать более одного земельного участка. Введение в действие базы государственного земельного кадастра позволило присвоить каждому внесенному в кадастр земельному участку отдельный уникальный кадастровый номер. Каждый кадастровый номер состоит из 19 цифр, разделенных двоеточиями и содержит информацию о коде региона, кадастровой зоне, квартале и номере конкретного земельного участка.

Особенностью было то, что зеленый госакт позволял определить доли совладельцев земельного участка непосредственно в самой форме госакта.

Государственный акт зеленого цвета, как и розовый, остается в силе и по настоящее время. Однако, для заключения сделок в отношении земельного участка, в любом случае необходимо получить выписку из государственного земельного кадастра.

Государственный акт в период 2009-2012 гг.

Необходимость усовершенствования формы госакта, утвержденной в 2002 году, в конце 2008 года обусловила внесение изменений в Постановление КМУ № 449 от 02.04.2002. Обновленная форма госакта печаталась на бланках синего цвета. Основные изменения в форме заключались в дополнении госакта отдельным полем для указания идентификационного номера (кода) собственника земельного участка.

Дело в том, что к этому времени владелец земельного участка идентифицировался по фамилии, имени, отчеству (если юридическое лицо, то по наименованию). Когда имя или наименование отмечалось с ошибками, возникали проблемы, связанные с распоряжением правами в отношении такого земельного участка. Госакт с ошибками не давал возможности заключить любые договоры, а решалась такая проблема, в частности путем выдачи дубликата госакта по причине утери госакта с ошибкой. Обновленная форма госакта образца 2008 года решила такие проблемы.

Государственный акт синего цвета также остается в силе и сегодня, но для распоряжения правами на земельный участок необходимо получить выписку из кадастра (государственного земельного кадастра).

Выписка и Свидетельство с 2013 по 2015 гг.

С 2013 года вступили в силу ряд законов и подзаконных актов, согласно которым были разделены понятия регистрации земельного участка в кадастре и понятия регистрации прав (собственности, пользования, сервитута и т.д.) в отношении земельного участка.

С 2013 внесением данных в отношении земельного участка в государственный земельный кадастр, в т.ч. присвоением кадастрового номера, занимаются органы Госгеокадастра (Госземагентства). Регистрацию прав же осуществляют территориальные органы Министерства юстиции. Более подробно ознакомиться с процедурой регистрации прав на земельный участок можно на странице Регистрация права на земельный участок в Госреестре вещных прав.

Итак, в качестве подтверждения внесения данных о земельном участке в государственный земельный кадастр выдается – выписка из кадастра. В подтверждение регистрации права на земельные участки – выписка (свидетельство) из Государственного реестра прав на недвижимое имущество.

Адрес: 03062, г. Киев, пр. Победы, 65, оф. 222

Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имеющий равную юридическую силу с записями в ЕГРП, является доказательством существования такого права на земельный участок в границах, указанных на прилагаемом к нему чертеже

Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имеющий равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является единственным доказательством существования такого права на земельный участок соответствующего размера в границах, указанных на прилагаемом к нему чертеже.

Постановление главы администрации о предоставлении земельных участков не является тем гражданско-правовым обязательством, право по которому может быть передано другому лицу на основании договора уступки права.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2012 г. № 18-КГ12-40

(Извлечение)

Ц. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Краснодар о восстановлении нарушенного права, ссылаясь на то, что на основании постановления главы администрации Прикубанского района г. Краснодара от 4 ноября 1993 г. «О предоставлении земельных участков межрегиональной фирме «БАГ» под индивидуальное жилищное строительство» (далее — постановление главы администрации) указанной фирме выделено 4 земельных участка, предназначенных для строительства жилых домов. 14 февраля 2001 г. на основании договора об уступке права истцу уступлены права, предусмотренные постановлением главы администрации, на получение земельных участков площадью 800 кв.м каждый. Однако данные участки ответчиком фактически изъяты и перераспределены третьим лицам, что нарушило его права. Уточнив исковые требования, истец просил суд восстановить его права путем предоставления ему в собственность равнозначных земельных участков, свободных от прав и притязаний третьих лиц, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, из земель населенных пунктов, а именно земельных участков, расположенных по другим адресам: площадью 765 кв. м; площадью 943 кв. м; площадью 819 кв. м; площадью 664 кв. м.

Это важно знать:  Как узнать находится ли земля в собственности

Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 27 июля 2011 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 августа 2011 г., иск удовлетворен, постановлено признать за истцом право собственности на земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, из земель населенных пунктов площадью 943 кв. м, площадью 819 кв. м, площадью 664 кв. м и обязать ответчика выделить в собственность истцу свободный земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, из земель населенных пунктов, расположенных в г. Краснодаре, общей площадью 800 кв. м. Указано, что данное решение является основанием для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю, а также основанием для регистрации права собственности в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю.

В кассационной жалобе администрации муниципального образования г. Краснодар ставился вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 23 октября 2012 г. жалобу удовлетворила, указав следующее. В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. При рассмотрении дела судами первой и второй инстанций были допущены такие нарушения норм материального и процессуального права.

Судебные инстанции, удовлетворяя иск, сослались на то, что истец был лишен права собственности на имущество. До предоставления указанных выше земельных участков другим лицам истец являлся полноправным владельцем имущества со всеми последствиями, вытекающими из его титула, перешедшего к истцу на основании договора уступки права от 14 февраля 2001 г. и установленного постановлением главы администрации, имеющим в соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Судебные инстанции указали также, что права истца подлежат восстановлению путем предоставления ему в собственность равнозначных земельных участков; испрашиваемые истцом из земель населенных пунктов земельные участки свободны от прав и притязаний третьих лиц и предназначены для индивидуального жилищного строительства.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с выводами судебных инстанций. Как установлено судом, постановлением главы администрации фирме «БАГ» предоставлен земельный участок N 9, 11, 13, 15 площадью 800 кв. м на правах бессрочного пользования. В силу чч. 1, 2 ст. 31 ЗК РСФСР (действовавшей на момент вынесения данного постановления) право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждалась Совмином РСФСР. Постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» утверждены формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан (форма N 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма N 2).

В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП). Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, в частности, государственные акты на право пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по форме, утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Согласно приложениям N 1 и N 2 к постановлению Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 в Государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей указывалось на предоставление названному в нем собственнику, владельцу или пользователю земельного участка соответствующего размера в границах, указанных на чертеже. Последний прилагался к Государственному акту.

Таким образом, из смысла указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что именно Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имевший равную юридическую силу с записями в ЕГРП, являлся единственным доказательством существования такого права на земельный участок, размер и границы которого должны были быть указаны в чертеже, прилагаемом к Государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования.

Это важно знать:  Здание в собственности, а земля муниципальная

В кассационной жалобе заявителем указывалось, что истцом в подтверждение права фирмы «БАГ» на данные земельные участки не был представлен государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с соответствующими идентификационными признаками (адрес, площадь, план земельного участка, из которого возможно было бы определить границы предоставленного земельного участка). Земельно-правовая документация на указанные земельные участки в установленном порядке не оформлялась. В связи с этим у суда не имелось правовых оснований для вывода, что постановление главы администрации о предоставлении земельных участков межрегиональной фирме «БАГ» имеет равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.

Однако, как указывал истец, право собственности (либо аренды) на земельные участки фирмой «БАГ» также оформлено не было, платежи за землю в форме земельного налога не производились. Таким образом, истцом не были представлены доказательства, подтверждающие наличие у фирмы «БАГ» как права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, так и права собственности на них. При таких обстоятельствах вывод суда о перешедшем к истцу праве собственности на земельные участки на основании договора уступки права от 14 февраля 2001 г. ошибочен.

Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (п. 1 ст. 382 ГК РФ). Уступкой права требования является соглашение о замене прежнего кредитора, который выбывает из обязательства, на другого субъекта, к которому переходят все права прежнего кредитора. При этом для уступки права требования кредитор должен обладать этим требованием, а уступаемое право требования должно быть действительным, т. е. возникшим из действительного и существующего обязательства.

Как следовало из договора об уступке права, заключенного между ТОО «БАГ» и Ц. 14 февраля 2001 г., цедент (ТОО «БАГ») уступает, а цессионарий (Ц.) принимает право на получение земельных участков N 9, 11, 13, 15 площадью 800 кв. м каждый (п. 1). Согласно п. 2 договора основания возникновения указанного в п. 1 договора права, а также состояние взаимоотношений цедента и цессионария на момент подписания договора подтверждаются постановлением главы администрации Прикубанского района г. Краснодара от 4 ноября 1993 г. «О предоставлении земельных участков межрегиональной фирме «БАГ» под индивидуальное строительство».

Между тем названное постановление главы администрации о предоставлении земельных участков не является тем гражданско-правовым обязательством, право по которому может быть передано другому лицу в порядке ст. 382 ГК РФ. Это судами учтено не было, в связи с чем вынесенные судебные постановления не могут быть признаны отвечающими положениям ст.ст. 195, 196, 198 ГПК РФ.

Что касается ссылки в решении суда в обоснование удовлетворения иска на внесение в 1993 году сведений об указанных земельных участках в государственный кадастр недвижимости, то, как установлено судом, сведения о правах фирмы «БАГ» на данные земельные участки в кадастровых паспортах отсутствуют.

Кроме того, из постановления главы администрации Прикубанского района г. Краснодара от 4 ноября 1993 г. следовало, что фирме «БАГ» предоставлен земельный участок N 9, 11, 13, 15 площадью 800 кв. м. Тем не менее суд в решении указал, что Ц. имеет право на предоставление четырех земельных участков по 800 кв. м каждый, не мотивировав свой вывод в указанной части.

Также суд не принял во внимание, что возложение судом на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцу в собственность на территории муниципального образования г. Краснодар равнозначные земельные участки без проведения процедуры торгов противоречит ст.ст. 30, 301-1, 38 ЗК РФ, согласно которым предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 27 июля 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 августа 2011 г. отменила. Дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Регистрация права пользования землей: порядок осуществления и законодательное регулирование

Право пользования землей — одна из наиболее распространенных форм использования земельных участков, когда земля не находится в собственности, но ею можно пользоваться в своих интересах, в том числе и для извлечения прибыли.

Однако, для того, чтобы полноценно извлекать максимальную выгоду из имеющегося ресурса, необходимо правильно оформить право пользования землей.

Законодательное регулирование права пользования

Любое право на земельный участок, независимо от того, какие возможности оно дает своему обладателю, подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

Основное регулирование права пользования и его оформления осуществляется с помощью Земельного Кодекса Российской Федерации и Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Статья 271 Гражданского Кодекса регулирует порядок возникновения права пользования на земельный участок, а также возможности, которые это право предоставляет как пользователю, так и собственнику земельного надела.

Если говорить о Земельном Кодексе, то в рамках этого нормативного акта регулирования возникновение использование права пользования на земле осуществляется с помощью глав 3 и 4, в рамках которых рассматривается порядок установления права собственности на землю в зависимости от подчиненности ресурса федеральному, региональному или муниципальному уровню собственности.

Говоря о том, каким образом происходит регулирование установления права пользования земельными участками, необходимо отметить также и региональное законодательство, так как на уровне субъектов также могут устанавливаться регламенты осуществления процедуры регистрации права собственности.

Какими документами закрепляется право пользования земельными участками

Закрепление права пользования на землю может осуществляться получением различных документов, которые смогут подтвердить законность возникновения такого права.

К таким документам будут относиться:

Это важно знать:  Порядок разграничения государственной собственности на землю

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Государственный акт о предоставлении участка в пользование;
  • Договор о праве пользования землей, заключенный между собственником участка и лицом, которое будет пользоваться им в своих целях;
  • Свидетельство о праве пользования.

Государственный акт о предоставлении участка в пользование выступает в качестве одного из ключевых документов, на основе которых производится регистрация права пользования.

Этот документ имеет равную юридическую силу с другими подтверждающими документами и может выступать в качестве основания для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость.

Этот документ оформляется путем подписания соответствующего постановления главой администрации муниципального образования или руководителем специально уполномоченного органа субъекта федерации.

Эти участки компания может продать, но при оформлении документов обязательно должна произойти переуступка прав собственности, то есть выкуп участков будет происходить у компании, которая их выкупит у государства).

Договор пользования также выступает в качестве одного из документов, на основании которого происходит оформление права пользования с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимость.

Составление этого договора должно происходить в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса Российской Федерации. В таком договоре должны быть даны подробные характеристики участка, предоставляемого в пользование, а также зафиксированы все права и обязанности сторон-участниц.

Свидетельство о праве пользования землей выдаётся уже после внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимость.

Этот документ носит характер обязательного и подтверждает право полноценного использования конкретного участка (идентификация надела в этом случае происходит на основании присвоенного ему кадастрового номера) в целях, определенных его назначением (для индивидуального жилищного строительства, ведения сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и т.д.).

Все эти документы выдаются уполномоченными органами на основании заявления лица, желающего получить участок в пользование. При этом, ошибочно считать, что подать такое заявление может только физическое лицо. Юридические лица в виде организаций разных форм собственности и уставного характера также могут выступать в качестве просителя наделить его правом пользования землей.

Как осуществляется регистрация права пользования

Регистрация права пользования носит обязательный характер, так как это право порождает определенные юридические последствия как для собственника, так и для пользователя.

Осуществляется этот процесс в органах Росреестра, а подача соответствующего заявления должна происходить в территориальное подразделение этого органа или в многофункциональный центр по месту нахождения участка.

Кроме заявления, для внесения полноценных сведений в реестр, лицу, получившему такое право, необходимо будет предоставить еще и дополнительный пакет документов, куда будут входить:

  • Государственный акт или договор о праве пользования в отношении этого участка;
  • Кадастровые документы на него;
  • Документы, подтверждающие полномочия заявителя (если оформление заявления осуществляется не самим пользователем, а доверенным лицом, то в доверенности должны быть прописаны полномочия доверенного лица и срок их действия);
  • Если документы подает юридическое лицо, то в пакет документов должна входить действующая на момент подачи заявления выписка из ЕГРЮЛ;
  • Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость, которая сможет подтвердить отсутствие каких-либо прав у третьих лиц на этот участок;
  • Документы, подтверждающие уплату госпошлины заявителем.

Следующий этап подразумевает изучение и проверку всех поданных документов сотрудниками Росреестра с целью выявления нарушений в оформлении права пользования.

Однако этот срок установлен для проверки тех документов, которые поданы через МФЦ.

Если подача осуществляется непосредственно в территориальные подразделения Росреестра, срок увеличивается до пятнадцати дней.

Это обусловлено тем, что сотрудники МФЦ проверяют все поданные документы самостоятельно и возвращают их заявителю в случае выявления ошибок в оформлении. То есть в Росреестр поступают уже полностью проверенные документы, на основании которых без дополнительного изучения можно выдать свидетельство о праве пользования землей.

Заключительным этапом станет получение свидетельства о праве пользования землей.

Выдаётся оно по месту подачи заявления и подтверждает право заявителя использовать участок по своему усмотрению.

Переоформление права пользования

Переоформление права пользования осуществляется в том случае, если первоначально оно было предоставлено до момента вступления в силу действующего Земельного Кодекса.

В том случае, если право пользования оформлено с помощью акта о предоставлении земельного участка, свидетельства о праве на участок образца, установленного на момент действия старого земельного законодательства, выписки о предоставлении земли администрацией, переоформление права пользования будет происходить в упрощенном варианте.

Дополнительных проверок в этом случае производиться не будет.

Вы хотите отказаться от приватизации? Наша статья подробно вам разъяснит все плюсы и минусы этого решения!

Как правильно оформить расторжение договора дарения вы прочтете по ссылке.

Судебная регистрация

В том случае, если по каким-то причинам в регистрации права пользования отказывают, ее можно осуществить на основании вынесенного решения суда по соответствующему заявлению.

Такое дело будет относиться к категории гражданских дел и рассматриваться судами общей юрисдикции.

В этом документе должна содержаться информация о том, в какой суд направляется заявление; какие претензии должны быть удовлетворены и каким образом.

Для подтверждения законности требований истец должен предоставить все документы, на основании которых суд может вынести справедливое решение.

К таким документам будут относиться:

  • Копия заявления о регистрации права пользования;
  • Договор или иной правоустанавливающих документ, который сможет подтвердить законность выдвигаемых требований;
  • Решение об отказе в регистрации права пользования с обязательной расшифровкой причины такого отказа. Такое решение, выданное органами Росреестра, должно быть оформлено соответствующим образом;
  • Квитанция об оплате госпошлины за рассмотрение дела.

Суд, изучив все представленные доказательства, должен вынести соответствующее решение, которое вступит в силу через десять дней после его официального провозглашения.

Судебная практика по признанию права регистрации права пользования землей в России достаточно обширна:

Право пользования землей выступает в качестве одного из наиболее распространённых в современной России видов использования земли с своих интересах. Однако, для получения максимальной выгоды из такого владения, его надо соответствующим образом зарегистрировать.

»

Следующая
ЗемляАрендная плата за землю в Москве в 2019 году

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector