Новый закон об СНТ 217 ФЗ
Что изменится с вступлением в силу ФЗ №217 от 29.07.2017 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2025 года.
В настоящее время деятельность СНТ, ОНТ и ДНТ и прочих видов садоводческих товариществ (ДНП, ДНТ) регламентируется специальным законом №66-ФЗ» О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998г. Новый закон уже принят, однако вступает в силу он (за исключением нескольких статей) только с 01.01.2019г. И сделано это не просто так. С одной стороны к предстоящим изменениям необходимо подготовить самим товариществам, с другой стороны государству также необходимо подготовиться – разработать регламенты и пр.
1. Товарищества останутся только садоводческие и огороднические. Но это не значит, что ДНП, ДНТ и прочие дачные товарищества вне закона. При первом изменении устава такие товарищества автоматически станут ТСН (товарищество собственников недвижимости). То же касается СНТ и ОНТ. Они также при внесении изменений в устав станут ТСН. Более того садоводческие и огороднические товарищества собственников недвижимости станут разновидностью товариществ собственников недвижимости.
По сути своей ничем это не грозит. Уставы в любом случае придется приводить в соответствие с новым 217-ФЗ, так как в большей своей части старые уставы будут противоречить новому закону. Крайнего срока приведения у става товарищества в соответствие законодатель не установил, поэтому спешки и обязанности никакой нет. Каждое товарищество само определяет, когда менять устав и становиться ТСН. Менять иные документы товарищества при смене организационно-правовой формы на ТСТ также обязанности нет. При желании, технически это сделать возможно.
3. Садоводы, ведущие хозяйство в индивидуальном порядке – они же индивидуальные садоводы по новому 217-ФЗ с 01.01.2019г. платят столько же, сколько и члены. Также они могут принимать участие в общих собраниях и голосовать по вопросам, касающимся установления размеров вносов и распоряжения имуществом общего пользования. Те индивидуалы, с которыми уже заключены договора о пользовании объектами инфраструктуры продолжают платить по ним до 31.12.2019 года, если по условиям договор не заканчивается ранее. С 01.01.2019г. договоров о пользовании объектами инфраструктуры больше не будет. Индивидуалы будут вносить платежи по решению общего собрания. Не забудьте о том, что данные платежи включаются в налогооблагаемую базу. Сумму данного налога необходимо заложить в членские взносы! Платежи от индивидуалов также как и членские взносы вносятся только на расчетный счет товарищества.
4. Взносы по новому закону можно принимать только на расчетный счет товарищества. Для налоговой инспекции не составляет труда ознакомиться с банковской выпиской. В банковской выписке отражаются все суммы приходов и расходов с указанием кому или от кого они пришли и за что. Это означает, что необходимо более тщательно подбирать исполнителей услуг и работ. Если исполнителя-юридического лица не нашлось, то товарищество должно учитывать, что суммы, подлежащие выплате физическим лицам будут облагаться взносами в фонды и НДФЛ. Уйти от уплаты налогов с сумм за электричество и платежей от индивидуалов также не получится. Нулевые отчеты также сдаваться больше не будут. Говорить о массовом увеличении взносов пока рано, хотя их все прогнозируют. Вышеуказанные взносы и налоги товарищества должны оплачивать и сейчас. Новый закон в этой части ничего не меняет. Просто в настоящее время обязанность товариществ по уплате взносов и налогов проконтролировать практически невозможно.
На что придется обратить внимание – бухгалтерский учет. Когда взносы проходили только по кассе, которая нигде не визировалась, скрыть или исказить тот или иной факт хозяйственной деятельности не сложно. Когда все взносы проходят через счет , для корректного учета необходимо найти квалифицированного бухгалтера. Нулевые отчеты уже сдавать не получится.
5. Проведение общего собрания по-новому. Во-первых, о проведении общего собрания товарищество должно не только членов, а всех собственников земельных участков (если речь пойдет о взносах и имуществе общего пользования). Если на собрании планируется утверждение сметы, новой формы устава или иного другого документа (положения, регламенты и пр), то товарищество обязано ознакомить с проектом документов не позднее, чем за 7 дней до даты проведения общего собрания. В противном случае собрание легко может быть отменено в судебном порядке. В этом поможет еще одно новшество – официальный сайт товарищества. Это сайт, утверждённый решением общего собрания, как официальный сайт товарищества. Все уведомления, публикуемые в дальнейшем на нем, будут считаться надлежащими. Можно, конечно, вывесить проект сметы на сторожке и сфотографировать, но сайт более удобный и гарантированный способ.
6. Исключение из членов. Если сейчас для исключения достаточно кворума, то по новому закону исключение – целая процедура. Исключить можно только за неуплату взносов более чем два месяца. За два месяца до предполагаемого исключения заказным письмом необходимо уведомить должника о намерении его исключить и указать, о наличии долга, реквизитах для его уплаты. Далее уведомляем, как и остальных членов о дате, месте проведения общего собрания и его повестке. После проведения общего собрания направляем уведомление об исключении с указанием причин и обстоятельств исключения. Исключенный может быть принят в члены только после устранения причины исключения.
7. Территория товарищества. Без документов территориального планирования никуда. Создать в рамках одного и того же земельного массива несколько товариществ, если он уже закреплен за одним не получится. В настоящее время встречаются ситуации, когда в одном товариществе организуются несколько. В результате каждое тянет одеяло на себя, садоводы путаются кому платить и сколько и заканчивается все, как правило, в суде. По новому закону: за каким товариществом закреплена территория согласно документам терпланирования, то товарищество и осуществляет хозяйственную деятельность.
8. Лицензирование по-новому. Товариществам до 01.01.2020 разрешили пользоваться скважинами без лицензии. А с 01.01.2019г. существенно сократили перечень документов и проектов, необходимых для получения лицензии, что существенно удешевит процедуру.
9. Сроки полномочий. Правление, Председатель и Ревизионная комиссия (Ревизор) избираются теперь на любой срок, установленный уставом товарищества, но не более пяти лет.
10. Устав товарищества. Уставу товарищества нужно будет уделить особое внимание, так как уставом конкретизируется много нюансов. Закон в целом очень вариативен и каким именного образом необходимо поступать в том или ином случае нужно закрепить в уставе. Если ранее порядок внесения взносов (график) допускалось устанавливать решением общего собрания, то теперь это должно быть указано в устав, например.
11. Финансово-экономическое обоснование. Еще один документ обязательный к утверждению на общем собрании членов. Но бояться его не стоит. Это тот документ, который решит извечный вопрос на что делить: на участки или на сотки. С 2025 года можно будет применять смешанную систему расчета: некоторые статьи сметы делить на количество участков, некоторые на площадь, учитывая при этом планируемый приход от коммерческой деятельности (если таковая планируется). Т.е. к собранию должно быть понимание: сколько участков на территории товарищества. На что решит общее собрание делить каждую статью сметы, так и будет. В итоге членский взнос может быть рассчитан как сумма фиксированной части – от количества участков и переменной – в зависимости от площади. Например: 2000 рублей с участка и 200 рублей с сотки в год.
12. Перевод садовых домов жилые и наоборот. С 2025 года должен появиться регламент, позволяющий переводить дома нежилые в жилые и наоборот.
Содержание статьи
- Анализ Федерального закона № 217-ФЗ от 29 июля 2017 года
- 217-ФЗ о садоводческих товариществах на 2025 год с изменениями и комментариями
- 217-ФЗ о садоводческих товариществах, комментарии к закону
- ФЗ 217 новая редакция с 2025 года
- Изменения закона 217-ФЗ
- Как зарегистрировать жилой дом по новому закону?
- Как прописаться в садовом доме?
- Обязательные траты садоводов
- Закон разрешит переводить садовые участки в земли ИЖС?
- Новый закон для дачников и чего ждать российским садоводам в 2025 году?
- Последние новости
Анализ Федерального закона № 217-ФЗ от 29 июля 2017 года
29.07.2017 был принят новый Федеральный закон № 217-ФЗ, который устанавливает новые правила создания и функционирования ТСН в форме СНТ, ОНТ. О том, какие бывают ТСН, Вы можете почитать здесь.
В этой статье речь пойдет только о тех ТСН, которые созданы по типу СНТ, ДНТ, ОНТ и регулируются (до 2025 года) Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Именно такие ТСН подверглись реформированию. Отдельно отмечаем, что ТСН, созданные в коттеджных поселках по типу ТСЖ (по ст. 136 Жилищного кодекса РФ) не подвергнутся реформированию, Закон 217-ФЗ на такие ТСН (ТСЖ) не распространяется. Если Вы прочитаете эту статью до конца, Вы сможете понять суть всех принятых существенных изменений. Наши юристы очень старались, когда готовили данную аналитику, в благодарность оставьте нам отзыв в комментариях или в Интернете.
Давайте посмотрим подробнее, что нового нам принес Федеральный закон № 217-ФЗ от 29.07.2017 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон 217-ФЗ). Речь пойдет об основных изменениях, которые нам показались важными.
ЧТО ОТМЕНИЛИ
- Федеральный закон № 66-ФЗ утратит силу с 01 января 2025 года. С 2025 года садоводческие и огороднические товарищества будут регулироваться Законом 217-ФЗ;
- Отменили ДНТ как организационно-правовую форму, оставили только две: СНТ и ОНТ (см. статью 4 Закона 217-ФЗ). Причины такого решения остаются загадкой;
- Отменили обязанность участвовать во всех проводимых общих собраниях. И это надо было сделать еще давно, потому что санкции за неучастие в собрании в Законе 66-ФЗ отсутствовали, эта норма никогда не работала;
- Отменили право членов товарищества определять размер платы для членов товарищества и индивидуальных садоводов. Теперь все расходы и тарифы должны будут утверждаться на общем собрании всех собственников;
- Юридические лица теперь не могут быть членами ТСН по типу СНТ и ОНТ (часть 1 ст. 12 Закона 217-ФЗ), и это одна из загадок данного закона;
- Председатель правления или учредители не смогут самостоятельно выбирать, в каком банке открыть расчетный счет на ТСН. Теперь решение об открытии и закрытии банковских счетов может принять только общее собрание членов (пункт 8 части 1 ст. 17 Закона 217-ФЗ).
- Председатель Товарищества теперь может избираться только общим собранием членов Товарищества (часть 5 ст. 16 Закона 217-ФЗ). Напомним, ранее можно было прописать в уставе один из двух возможных вариантов: либо избирать председателя на общем собрании, либо на заседаниях правления.
ЧТО ВВЕЛИ НОВОГО
- В законе даются законодательные определения некоторым объектам (например, садовый земельный участок, садовый дом, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения);
- Запретили создавать несколько ТСН по типу СНТ в рамках одной территории, если ее границы утверждены проектной документацией. Если не утверждены, то можно как раньше — сколько угодно СНТ.
- Ввели новое минимальное количество учредителей – не менее 7 человек. При этом решение о создании такого ТСН принимается единогласно (100% голосов). Если в товариществе менее 7 членов, оно подлежит ликвидации. Как и раньше, учредители просто создают товарищество, никаких особых прав и привилегий у них нет, такого органа как «собрание учредителей» по закону вообще не существует;
- Количество членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более пяти процентов от общего числа членов. Интересно, как требование про 5% будет соблюдаться, если правление минимум из троих членов (если их брать за 5%, то членов должно быть не менее 60-ти). Это требование прямо противоречит положению о минимальном составе СНТ из семи членов товарищества (тогда 5% от членов товарищества составят 0,35 человека, что абсурдно);
- Председатель правления ТСН не может выдать доверенность с правом передоверия (п. 6 части 1 ст. 19 Закона 217-ФЗ). Причины такого ограничения все также загадочны;
- Ввели очно-заочное голосование для принятия решений на общих собраниях. И это очень удобно и хорошо, испробовано практикой на ТСЖ;
- Улучшилось положение индивидуальных садоводов (то есть собственников, которые не являются членами товарищества). Теперь индивидуальные садоводы имеют право не только присутствовать на общих собраниях, но и голосовать по отдельным вопросам на общем собрании членов товарищества, а именно:
- принимать решение о приобретении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
- принимать решение по распоряжению всем общим имуществом, начиная от земельных участков, заканчивая шлагбаумами и видеокамерами;
- определять порядок пользования общим имуществом;
- принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);
- определять размер и срок внесения взносов, порядок расходования целевых взносов, определять плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом (проще говоря, смету доходов и расходов теперь определяют не члены товарищества, а все собственники недвижимости). Кроме того, теперь все эти вопросы будут решаться квалифицированным большинством (2/3 от участников собрания);
- Утверждать финансово-экономическое обоснование размера всех взносов.
- Индивидуальные садоводы теперь не только формируют и утверждают смету наравне со всеми, но и несут точно такое же бремя содержания общего имущества, как и члены товарищества (напомним, ранее по 66-ФЗ индивидуальный садовод мог не платить целевые взносы). В этом плане СНТ приблизили к ТСЖ в многоквартирном доме. Теперь членство в товариществе глобально влияет только на принятие некоторых управленческих решений. Права у членов СНТ и индивидуальных садоводов теперь будут практически равные.
- Регламентирован порядок ведения садоводства без создания товарищества (ст. 6 Закона 217-ФЗ);
- В части 7 ст. 10 Закона 217-ФЗ указали однозначно, что учредители ТСН по типу СНТ или ОНТ являются членами такого товарищества после его создания. Казалось бы, что все логично, ведь как может быть иначе? Разве учредители могут не быть членами товарищества? Такие вопросы часто возникают при создании любого ТСН, подробнее о проблематике можно почитать в этой статье;
- Максимальный срок полномочий правления и председателя правления продлили с двух до пяти лет (часть 5 ст. 16 Закона 217-ФЗ). При этом возможно досрочное переизбрание правления и председателя в любой момент;
- Убрали еще один пробел в законодательстве. Раньше было непонятно, кто управляет товариществом в период между окончанием полномочий одного правления и избрания нового. Теперь закон говорит об этом прямо: «Лица, избранные в исполнительные органы товарищества, продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества» (часть 6 ст. 16 Закона 217-ФЗ);
- Расширился круг вопросов, для принятия которых требуется квалифицированное большинство голосов (2/3 от числа участников собрания), а именно:
- изменение устава товарищества;
- избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;
- определение условий, на которых осуществляется оплата труда всех работников по трудовым договорам;
- принятие решения о приобретении товариществом земельных участков;
- принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, о порядке его использования;
- принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);
- распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества;
- утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;
- определение размера и срока внесения различных взносов;
- принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;
- утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов.
- Наконец-то закон предусматривает новые способы уведомления членов ТСН о проводимых собраниях и их итогах, а именно (части 13 и 14 ст. 17 Закона 217-ФЗ):
- заказным письмом на адрес регистрации члена ТСН;
- цитата из закона дословно: «при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения». Таким образом, на федеральном уровне признали надлежащим уведомление по электронной почте (раньше это было только в уставах отдельных товариществ). Отдельным пробелом однако остается процессуальный порядок таких уведомлений (как определить электронный адрес собственника? что если он потерял к нему доступ? как собственник поймет, что его уведомляет компетентный орган товарищества, а не какой-нибудь хулиган? как это все доказывать в суде в случае чего?). Данные вопросы пока остаются без ответа. Полагаем, что стоит обязать органы управления товарищества принимать положения об уведомлениях по электронным адресам, если есть намерение использовать данный способ уведомления);
- на сайте ТСН (при его наличии);
- на информационном щите;
- в СМИ субъекта РФ.
- Как и раньше, уведомлять о проведении собрания нужно не позднее чем за 14 дней до его начала. Частью 17 статьи 17 Закона 217-ФЗ определено, что не позднее чем за 7 дней инициаторы собрания должны довести до общего сведения (разместить или разослать) все материалы, по которым будут приниматься решения на общем собрании;
- Протокол каждого общего собрания членов должен быть подписан всеми членами этого ТСН, которые участвовали в собрании (часть 25 ст. 17 Закона 217-ФЗ).
КРИТИКА ЗАКОНА 217-ФЗ ОТ 29.07.2017 ГОДА
Юридическая компания Абонент Консалт работает в сфере СНТ, ДНТ, ОНТ, ТСЖ, ТСН с 2012 года. Наши юристы являются опытными специалистами в этой сфере, настоящими практиками, которые знают проблемы таких некоммерческих товариществ. Мы и сами писали несколько федеральных законопроектов в разных сферах жизни общества. Учитывая нашу практику и опыт, мы считаем допустимым давать профессиональные комментарии к принятому закону и просить государственные органы (если они увидят нашу статью) исправить недостатки до вступления закона в силу.
Почему юридическим лицам запретили быть членами ТСН ?
На наш взгляд, это полный абсурд. Если ООО владеет земельным участком в СНТ, почему оно не может вступить в это СНТ как член? В чем проблема? В чем логика такого запрета? Это ведь прямое ущемление прав юридических лиц как собственников земли.
Члены товарищества и индивидуальные садоводы равны в основных правах и обязанностях
Ранее в законе 66-ФЗ были заложены определенные преимущества и недостатки в том, чтобы вступить в товарищество и в том, чтобы быть индивидуальным садоводом. По Закону 217-ФЗ разница фактически нивелируется, ведь смету утверждают на общем собрании все собственники, исполняют ее также все. Если в товариществе существуют вступительные взносы, то смысл вступать в него теперь вообще отсутствует.
Более того, все собственники будут платить по общей смете за все имущество, даже если им не пользуются. Здесь законодатель решил сделать систему оплаты по аналогии с многоквартирными домами. Такое регулирование проще, но не значит, что лучше.
С другой стороны, в защиту данного нововведения хочется сказать, что такой порядок защищает собственников от рейдеров. Теперь уйдут в прошлое товарищества, в которых есть «привилегированные» члены и индивидуальные садоводы, которых члены товарищества загоняют в долговую яму. В таких «рейдерских» товариществах индивидуальные садоводы платят в несколько раз больше, чем члены, при этом не имеют возможности вступить в товарищество из-за огромного вступительного взноса (в нашей практике мы встречали вступительный взнос 1 млн. рублей). Теперь такие порядки будут в прошлом.
Членские книжки
Почему их не убрали из закона? Закон 66-ФЗ был принят в 1998 году, там наличие членских книжек допустимо и простительно. Но зачем они нужны будут в 2025 году, когда закон вступит в силу? Ведь Законом 217-ФЗ введены такие «новшества» как уведомления через электронную почту или сайт товарищества. Жилищный кодекс уже давно предусматривает ведение реестра членов товарищества в электронном виде. Почему в этом новом законе нельзя отменить бессмысленные членские книжки, при том что реестр членов товарищества также существует (ст. 15 Закона 217-ФЗ)? Какой объективный смысл в членских книжках?
Как и в законе 66-ФЗ, принятие в члены ТСН осуществляется через решение общего собрания членов
Почему это не убрали? Какой в этом смысл? Почему нельзя сделать как в Жилищном кодексе, как в ТСЖ, чтобы вступать можно было на основании заявления собственника? Зачем усложнять? Неужели авторы закона не понимают, что созывать общее собрание для принятия нового члена каждый раз никто не будет? Что принятия в члены будут ждать по полгода или год? Какой смысл в такой сложной процедуре?
Лишение права правления избирать из своего состава председателя
Напомним, что Закон 66-ФЗ, действовавший до 2025 года, давал право определять, кто будет избирать председателя: либо общее собрание, либо члены Правления (см. пункт 4 части 1 ст. 21 Закона 66-ФЗ). Теперь право избирать председателя осталось только у Общего собрания. На наш взгляд, это необоснованное ограничение товариществ в правах по формированию своих органов управления. Избрание председателя Правлением имеет как минимум одно большое преимущество: председателя можно переизбрать в любой момент. То есть, как только установили, что председатель украл что-то, можно было в тот же день лишить его полномочий и избрать нового председателя из состава Правления. Теперь нужно созывать общее собрание, а это долгие месяцы сборов и бумажной волокиты, что дает нечестному на руку председателю фору в обворовывании товарищества.
Решение об открытии и закрытии банковских счетов может принять только общее собрание
Мы просто считаем, что это лишнее. Почему нельзя передать это полномочие председателю правления или просто правлению?
Протокол каждого общего собрания членов должен быть подписан всеми членами этого ТСН, которые проголосовали за принятие решений
Будем надеяться, что эти недочеты будут исправлены в дальнейшем.
Полную версию закона можно скачать у нас:
Авторы:
-
- Александр Сергеевич Садов, партнер;
- Екатерина Викторовна Котова, юрист.
Юридическая компания Абонент Консалт.
217-ФЗ о садоводческих товариществах на 2025 год с изменениями и комментариями
С 2025 года вступил в действие новый Федеральный закон о дачах № 217-ФЗ (принятый от 29.07.2017 г.), направленный на урегулирование ситуаций и споров вокруг земельных участков в садоводческих и огороднических товариществах, который предписывает новое изменение создания и действия ТСН (товарищества собственников недвижимости) в форме СНТ и ОНТ. Рассмотрим, что нового предусматривает 217-ФЗ, c изменениями и комментариями к закону.
217-ФЗ о садоводческих товариществах, комментарии к закону
Обсуждение нового законопроекта предусматривало, что в нем будут закреплены правила регистрации построек, расположенных на землях садоводческих и огороднических объединений, а также прописки в жилых домах. Однако, итоговый вариант Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ таких точных регламентов не содержит.
Нормативный документ оставил только две формы товариществ гражданам, которые используют участки для собственных нужд:
- СНТ – садоводческие некоммерческие товарищества;
- ОНТ – огороднические некоммерческие товарищества.
Поэтому все ранее существовавшие формы должны пройти процедуру перерегистрации. Понятие дачного кооператива теперь законодательно не применяется и потому при внесении изменений в учредительные документы он должен стать СНТ.
Строго определены различия между СНТ и ОНТ:
- на землях СНТ можно получить разрешение на строительство и построить жилой дом с возможностью затем прописаться после ввода в эксплуатацию и государственной регистрации, на ОНТ можно строить только хозяйственные постройки некапитального характера;
- СНТ возможно преобразовать в поселок коттеджного типа при соблюдении ряда условий.
В связи с выходом нового законодательного акта отменены:
- нормы Закона 66-ФЗ;
- понятие дачного товарищества;
- обязанность участия в общих собраниях;
- право определять размер членских взносов только членами товарищества, все тарифы и расходы теперь решаются путем голосования на общем собрании собственников;
- возможность быть членами СНТ или ОНТ юридических лиц (ч.1 ст.12 ФЗ № 217);
- полномочия председателя выбирать банк для открытия счета товарищества, решение принимается только на общем собрании (п.8 ч.1 ст.17 Закона).
В законе присутствуют нововведения:
- определения объектов, на которые распространяется действие федерального закона 217;
- при определении границ на одной территории невозможно создать несколько СНТ;
- количество учредителей товарищества ограничено минимальным пределом – не менее семи;
- минимальный состав членов правления – 3 человека, что не более 5 % от общего количества членов СНТ или ОНТ;
- председателю запрещено выдавать доверенность с правом передоверия (п.6 ч.1 ст.19 Закона);
- голосование на общих собраниях может быть очно-заочным;
- расширены полномочия индивидуальных садоводов, также наравне с членами товарищества они обязаны участвовать в содержании общего имущества;
- установлен порядок для садоводов, не создающих СНТ (ст.6 Закона);
- увеличен до 5 лет срок полномочий председателя и правления товарищества (ч.5 ст.16 Закона);
- до момента избрания нового правления эти функции исполняет прежний состав (ч.6 ст.16 Закона);
- в правление могут быть выбраны не члены товарищества;
- количество вопросов, решаемых большинством голосов, расширен;
- уведомление о проводимых собраниях и их итогах стало возможно рассылать новыми способами (ч.13 и 14 ст.17 Закона);
- подписание протокола собрания должно происходить всеми присутствовавшими (ч.25 ст.17 Закона);
- продукты частного садоводства и огородничества необходимо реализовывать при наличии регистрации в качестве ИП с соответствующей отчетностью и налогообложением.
Если перед принятием закона не было создано товарищество, то вести садоводство и огородничество без создания товарищества можно.
ФЗ 217 новая редакция с 2025 года
Более подробней ознакомиться со всеми изменениями и комментариями коснувшись закона № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд …» можете ниже.
Изменения закона 217-ФЗ
На основе изменений, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ.
Старая редакция | Новая редакция |
---|---|
Часть 1 статья 23 | |
1. Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются определяются градостроительными регламентами. | 1. Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются определяются градостроительными регламентами.
При этом параметры жилого дома,садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. |
Часть 2 статья 23 | |
2. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, устанавливающие предельные параметры такого строительства. | 2. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства. |
Пункт 4 статья 45 | |
4) в пункте 1 части 17 статьи 51 слова «на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства» заменить словами «садового дома и хозяйственных построек. | 4) пункт 1 части 17 статьи 51 дополнить словами «, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества». |
Как зарегистрировать жилой дом по новому закону?
Возможность строительства частного жилого дома ограничена категорией земельного участка и разрешенным использованием. Соответственно, жилое строение можно возводить:
- на землях населенных пунктов с разрешением на ИЖС или ЛПХ;
- на землях сельхозназначения с разрешением для дачного строительства.
Закон 217-ФЗ упразднил понятие дачного участка, но позволил на территории СНТ возводить строение для сезонного проживания, а также капитальный жилой дом, где можно впоследствии прописаться.
Однако, п.2 ст.23 имеется оговорка, что такая территория должна быть включена в перечень зон, для которых утверждены регламенты градостроения. Поэтому при определении возможности строительства и регистрации жилого дома следует руководствоваться не только категорией и разрешенным использованием земли, но и генеральным планом застройки муниципальных земель.
Вместе с тем положения нового закона не дает возможности капитального строительства на землях ОНТ. Здесь разрешено возводить только хозяйственные постройки, которые не подлежат регистрации (например, кладовки для хранения инвентаря).
Закон 217 также п. 4 ст. 45 вносит изменения в Градостроительный кодекс в части постановки на кадастровый учет жилого дома, построенного на землях СНТ. В настоящий момент для этого достаточно получить технический паспорт на строение и зарегистрировать его в рамках «дачной амнистии». Впоследствии, после 1 марта 2025 года, обязательным станет получение разрешения на строительство.
Как прописаться в садовом доме?
Если закон 217 признает жилое капитальное строение на земле СНТ домом, то и прописка в нем будет нормальным явлением. Но это только догадка, потому что ничего вразумительного по вопросу прописки в законе нет. Остается ожидать дополнительных нормативных актов, в которых будет прописан регламент регистрации граждан в садовом доме.
Ранее граждане добивались прописки в садовом доме только в судебном порядке. При этом им необходимо было доказать, что он капитальный и пригоден для круглогодичного проживания.
Обязательные траты садоводов
На протяжении всего существования СНТ его члены передавали взносы председателю и не знали проблем. Теперь же 217-ФЗ закон требует проводить такие платежи безналичным порядком, что повлечет за собой уплату комиссионных сборов банку.
Соответственно, для правильного учета и отчетности председателю станет затруднительно работать самостоятельно. Тогда в штате появится еще одна единица – бухгалтер. А расходы на его зарплату лягут на членов товарищества, что увеличит их ежегодные взносы.
Дополнительно возрастает земельный налог для участков, задействованных под частное садоводство и огородничество. Его ставка станет 0,3 % вместо 0,15 %, которая применялась в 2018 году.
Закон разрешит переводить садовые участки в земли ИЖС?
Сегодня на землях СНТ создаются целые коттеджные поселки, где на каждом участке имеются жилые дома. Пункт 12 статья 54 Федерального закона № 217 позволит поменять статус земли на «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием под ИЖС, если будут выполнены условия:
- товарищество находится в границах населенного пункта;
- все дома на участках признаны жилыми.
В этом случае члены СНТ вправе обратиться в территориальную администрацию с соответствующим заявлением. В результате, при положительном решении, они смогут образовать ТСЖ и руководствоваться впоследствии нормами жилищного законодательства.
Но тут следует учитывать и другую сторону вопроса. Земли СНТ и ИЖС облагаются по разным ставкам налога. Причем второй из них значительно выше. Поэтому прежде, чем решать вопрос о переводе земель в ИЖС, следует обратить внимание на это. К тому же, если ранее этим озадачивались с целью возможности прописаться в доме, то теперь, когда закон позволяет оформить регистрацию в садовом доме, стоит ли это делать.
Новый закон для дачников и чего ждать российским садоводам в 2025 году?
Все эти изменения коснутся в итоге практически половину жителей страны. Закон уже прозвали «дачной конституцией», потому что теперь понятия «дачник» существовать не должно. Теперь они должны быть либо садоводами, либо огородниками.
Дачная реформа в итоге позволила гражданам, имеющим в распоряжении земельные участки в СНТ, не просто законно строить капитальные жилые дома, но и прописываться в нем. Возведение дома с 1 марта 2025 года обязательно должно производиться с разрешения и подлежать государственной регистрации по завершению строительства.
Существенные изменения претерпели отношения между членами СНТ (ОНТ) и садоводами, которые не состоят в товариществе. Теперь при желании последнего вступить в члены с него не должны требовать вступительный взнос.
Не состоящие в товариществе владельцы участков получили право голоса на общем собрании, где обсуждаются вопросы финансовых затрат. Нововведения дали также возможность им наравне с членами товарищества зарегистрировать право собственности на имущество общего пользования. Для этого принимается решение на общем собрании и определяются доли пропорционально площади имеющегося участка.
С садовода теперь не могут взимать плату за проезд по территории СНТ.
Мы постарались максимально понятно отразить все изменения в дачном законодательстве, которые принес нам Федеральный закон № 217. А какие изменения ждут дачников в 2025 году в связи с иными уточняющими нормативными актами, покажет время.
Последние новости
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.
»
Следующая